Примерное время чтения: 7 минут
947

Иркутская парашютистка рассказала о покорении стратосферы

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 49. «АиФ в Восточной Сибири» 05/12/2012
Фото из архива Ф. Зарембинской

У нас в гостях побывала Франчишка Зарембинская, основательница целой воздушной династии, сегодня едва ли не единственная из первого поколения иркутских парашютистов. Она рассказала о небесном братстве и о том, как наши девушки начали покорять стратосферу. Это было за полвека до прыжка австрийца Феликса Баумгартнера, прогремевшего нынешней осенью на весь мир.

Фото из архива Ф. Зарембинской и АиФ

 

Вот она раскладывает чёрно-белые «небесные» фотографии и пожелтевшие вырезки из газет. Невысокая, голубоглазая, ещё румяная с морозца. И сейчас, спустя полвека, в ней одновременно чувствуется и задор молодой спортсменки, и ответственность следователя. Это благодаря ей, двадцатилетней студентке, парашютный спорт в Сибири стал по-настоящему массовым. В 1962 году парашютистка попала на всесоюзный съезд ДОСААФ рядовой слушательницей и, к удивлению всех… «выбила» аэроклубы для сибирских городов.

- Тогда, в шестидесятые годы, вера в свои силы была неимоверная. Я не знала, что на таких форумах выступления расписаны заранее и попросила дать мне слово. На меня посмотрели как на чучело, но сказали, что запишут, - иронично вспоминает Франчишка Францевна. Кто-то счёл это хулиганством: подумать только - встала, вышла к трибуне и начала рассказывать, как необходим Иркутску аэроклуб (на территории от Красноярска до Владивостока не было ни одного). Случилось чудо. После выступления иркутянке пожал руку маршал Рокоссовский. О смелой спортсменке написали все газеты, а аэроклубы стали открываться один за другим: Иркутск, Братск, Усть-Илимск, Чита, Улан-Удэ… Благодаря нашей гостье иркутские парашютисты, прыгавшие до этого лишь из корзины аэростата и из маленького, трёхместного Як-12, получили целый «кукурузник» аж на десять мест! Наступил «золотой век» для иркутских любителей неба.

Девушки и стратосфера

…На советских экранах была популярна короткометражка «Мосфильма» «В небе только девушки». На высоте больше двух километров парашютистки ставят в кадре целую костюмированную сказку с Бабой Ягой, чертями, акробатическими трюками…

Любовь Масич. Фото Ф. Зарембинской

 

Ролик опубликован в сети Интернет и собирает тысячи просмотров. Но мало кому известно, что в главных ролях там - иркутянки Любовь Масич и Римма (по паспорту Октябрина) Рукосуева. Парашютные подруги нашей героини, вместе с ней тренировавшиеся на одном аэродроме, ходившие по сорок километров пешком от Иркутска до Оёка, когда не было возможности уехать на набитом парашютами грузовичке, постоянно гостившие в квартире, выданной ДОСААФом нашей героине и её мужу-парашютисту Юрию Волкову…

В шестидесятые годы лица иркутских парашютисток знала вся страна, и не только по коротокометражному фильму, который и сегодня кажется вершиной смелости. Наши девушки Галина Грудинина, Любовь Масич, Римма Рукосуева стали первыми советскими женщинами, покорившими стратосферу. Римма-Октябрина - первая в мире женщина, ночью преодолевшая в свободном падении почти 12 (!) километров. Галина побила второй мировой рекорд: спустилась с высоты 12500 метров под куполом. Любовь в придачу к своим «стратосферным» рекордам первой из женщин испытала в воздухе буксировку за самолётом (есть такой эпизод и в фильме).

Франчишка Францевна рассказывает, как наш земляк Валентин Кудреватых, мастер спорта, неоднократный рекордсмен мира и СССР, стал одним из создателей в Каунасе спортивно-парашютной команды армии (в те времена лишь военные могли заниматься спортом профессионально). Естественно, в первых рядах туда оправились иркутянки, они-то и составили костяк команды. Феликса Баумгартнера, прыгнувшего с 39-километровой высоты, ещё не было на свете.

«Небесная школа»

Между тем ту же Римму Рукосуеву мир мог бы не узнать, если бы не наша героиня. Она вела в университете парашютную секцию, куда и пришла будущая рекордсменка. Заниматься с молодёжью Франчишка (или, как её многие звали на итальянский манер, Франческа), лёгкая, подтянутая, интеллигентная, успевала постоянно: когда училась на юрфаке, когда работала следователем. Парашютный кружок был даже при домоуправлении. Неблагополучных мальчишек, с которыми сталкивала её работа, парашютистка «правила небом»:

- Вам дурь некуда деть? - говорила я им. - Приходите, попрыгайте, почувствуете, сколько жизнь-то эта стоит!

И они приходили. Загорались. Для кого-то небо становилось всей жизнью. И спустя много лет, когда Франчишка Францевна работала в следственном управлении иркутского аэропорта, ей постоянно передавали «безымянные» букеты и слова благодарности.

Вовремя остановиться

Кстати
Любовь Масич стала судьёй по парашютному спорту международной категории и не раз приезжала в Иркутск. Ушла из жизни год назад. Римма Рукосуева после распада СССР уехала жить в Эстонию, и сейчас связь с ней потерялась. Галина Грудинина работала в Псковской десантной дивизии и ушла на заслуженную пенсию..

- До тридцатого прыжка мне было страшно в небе, а после прошло. Думаю, точно так же боится человек, не умеющий плавать. Как только он почувствует себя уверенно, забывает о своём страхе и начинает получать удовольствие от процесса, - рассказывает наша героиня, обладательница «серебра» на всесоюзных соревнованиях. И всё-таки однажды ей, уже умеющей плавать в пятом, небесном океане было по-настоящему страшно. Во время очередного прыжка основной парашют запутался. Девушка дёрнула «запаску», а та попала под смятый основной купол и закрутилась, так и не успев наполниться воздухом…

Франчишка Зарембинская пишет очень хорошие стихи о небе, людях и парашютном братстве. Есть среди них стихотворение о том самом прыжке: «Его вспоминать нет ни сил ни тоски, Опять сердце ёкнет, поверьте. Но ночью мне снится, как пахнут жарки, А времени мало осталось до смерти…». Но смерти не было.

- Какая-то неведомая сила наполнила мой парашют в считанных метрах от земли, - вспоминает Франчишка Францевна. Она, уже попрощавшаяся с жизнью, осталась жива. Повезло дважды: спутанный купол у самой земли расправился и наполнился воздухом, а внизу оказался большой сугроб.

- Инна, вот вы верите в бога? Знаете, я, атеистка, комсомолка, уже после этого момента начала понимать многое. Что не всё в этом мире зависит от тебя.

В парашютном спорте главное - вовремя остановиться, не провести всю жизнь в «адреналиновой гонке», считает маленькая мужественная женщина. Она говорит, что меньше всего хотела, чтобы её дети пошли в парашютный спорт, и очень расстроилась, что старшая дочь бросила институт, когда её не отпустили на соревнования. Вышло так, что обе дочери и старший внук связали жизнь с небом. На счету нашей героини - 750 прыжков, у старшей, Бажены - полторы тысячи, у младшей, Янины, многократной чемпионки Сибири, - 1600, тысяча у старшего внука Дениса… Спустя полвека после «крайнего» прыжка небо для Франчишки Зарембинской по-прежнему рядом.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ-5 читаемых

Самое интересное в регионах