Примерное время чтения: 7 минут
366

Тренер олимпийской чемпионки - о педагогике, семье и русской деревне

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 36. «АиФ - В Восточной Сибири» 07/09/2010

Этой зимой он отметил восьмидесятилетний юбилей, а осенью готовится к изумрудной свадьбе. Почётный гражданин Иркутской области, заслуженный тренер Советского Союза и России, основатель маленького музея спортивной славы на своём приусадебном участке… Виктор Седых продолжает побеждать даже после окончания своей карьеры в большом спорте.

«Я прожил долгую жизнь, и если я буду её идеализировать, вы сочтёте меня легкомысленным», - улыбается Виктор Иннокентьевич. Тренер, подаривший Иркутску олимпийское золото, уже двадцать лет живёт в маленькой деревне Бурдаковка под Иркутском. До сих пор, с 1980 года, никто из соотечественников не покорил его планки: за тридцать лет в Приангарье появились только чемпионы Параолимпийских игр…

Вместо зубрёжки - лыжи

- Сейчас я здоров. А то, что не могу ходить, - всего лишь следствие большого спорта, о чём только сегодня стали говорить в прессе. В своё время подсчитал, что большинство тренеров живёт не дольше шестидесяти лет. Пришёл к определённым выводам: чтобы сохранить себя, не нужно волноваться по пустякам, держать в напряжении себя и спортсмена… А главное, и в восемьдесят лет следует строить планы, заглядывать в завтрашний день, - рассказывает наш герой.

- Физкультуру я не понимал и считал глупостью: «Вот ещё, придумали. Учиться, так учиться», - смеётся Виктор Иннокентьевич, - Как говорится, от любви до ненависти… В своё время из-за этой нелюбви меня чуть не отчислили из школы, хотя по остальным предметам были пятёрки.

Будущий тренер-«многоста­ночник» провёл детство в деревне Харбатово под Качугом. Сейчас снова вернулся к сельской жизни. «Нынешняя деревня очень сильно отличается от той, тридцатых годов, которую я ещё помню. Тогда раскулачили моего отца. Из сегодняшних крестьян, которых вижу, можно было бы раскулачить от силы человек пять. Ведь кулак - тот, кто пашет от зари до зари, сегодня таких почти не осталось».

В школе будущий наставник олимпийцев учился на одни пятёрки, не просиживая за учебниками часами:

- Как-то в школе решили привести меня в пример и попросили рассказать, как занимаюсь дома. А я отвечаю: возвращаюсь из школы и ухожу кататься на лыжах на весь день. Потом ужинаю - и снова на лыжи. Учительница, видимо, совсем не такого ответа ожидала, - смеётся тренер, - что же, вышел вот такой конфуз.

Окончив восемь классов, школьник, мечтавший поднимать в воздух самолёты, отказался от идеи стать лётчиком: нужно было зарабатывать на хлебные карточки. Он пошёл в техникум, где и начал заниматься всеми доступными видами спорта.

«Стал тренироваться сам, а вскоре начал тренировать ребят. Сам не знаю, как у меня это выходило. Но мог просто посмотреть, как спортсмен бежит и определить, есть ли у него потенциал. А если видел способности, начинал думать, как развить, какие придумать упражнения, чтобы мышцы начали правильно работать», - вспоминает тренер. Говорит, помогло и знание физики: в 24 года пошёл учиться в педагогический институт, на самый сложный физико-математический факультет - чтобы испытать себя. Там и встретил свою любовь.

- На первом курсе у нас были лекции, где собирались студенты из всех групп. На них высматривал самых красивых девушек, - вспоминает Виктор Иннокентьевич. - И заметил её…

- Самую красивую из ста, - смеётся Нелли Васильевна.

- Чтобы заговорить с ней, приносил с собой фотографии, показывал: мол, это не вы? - смотрит тренер на супругу, - она до сих пор отрицает, что первая предложила мне дружбу. Результат «дружбы» - первая на факультете свадьба и к пятому курсу - две дочери.

Всё это время Виктор Седых не переставал тренировать, становился чемпионом и рекорд­сменом области в разных видах спорта. А в десятиборье, куда входили прыжки с шестом, бег, метание ядра и диска, был признан лучшим в Советском Союзе среди спортсменов общества «Локомотив».

Вскоре после окончания института Виктор Седых преподавал курсантам иркутского авиационного техникума сопромат. Говорит, на экзаменах был лояльным, но на лекциях спуску не давал. «Знал все приёмы, которыми пользуются студенты, и на контрольные работы даже надевал валенки, чтобы неслышно ходить по аудитории», - рассказывает педагог. В кулуарах получал предложения пойти по служебной лестнице, вплоть до ректора одного из университетов, но предложение не принял: как же мои спортсмены и сборы?

Олимпийская тропинка

На сборах Виктор Седых проводил львиную долю времени, в одной только будущей олимпийской столице - Сочи - тренер бывал 59 раз, и лишь единожды выбрался туда отдохнуть. И олимпийскую «тропинку» для иркутских тренеров проторил именно Виктор Седых. «В шестьдесят пятом году моя спортсменка стала мастером спорта, и её тут же забрали москвичи», - вспоминает тренер. Когда легкоатлеты Татьяна Гойшик и Александр Стасевич прошли отбор на московскую Олимпиаду, тренера впервые за историю Приангарья пригласили приехать вместе с воспитанниками. А когда Татьяна не прошла отбор на эстафету, тренер уговорил москвичей поставить именно её. И не прогадал: наша девушка обошла немку и принесла команде победу. А Александр Стасевич по прогнозам экспертов мог бы войти в число призёров, но сошёл с дистанции из-за травмы.

Фотографии Татьяны и Александра занимают почётное место в музее спортивной славы, построенном их наставником в бывшем кирпичном гараже. По стенам развешаны медали и ленты, поблескивают глазурью послевоенные кубки, на блестящих боках - изображения Кремля и бегунов. «Пригвождена» к стене красная майка с серебряной надписью «Чемпион-1955». Книги, статуэтки, журналы… Новенькие шиповки на гвозде.

- Есть же такое выражение «шиповки на гвоздь повесил», - смеётся Виктор Иннокентьевич, - когда я ушёл из спорта, решил «материализовать» поговорку.

«АиФ в ВС»: - Виктор Иннокентьевич, а что здесь самое ценное? - спрашиваю хозяина музея.

- После меня, разумеется, - хитро смотрит на мужа Нелли Васильевна.

- Самое ценное - те, кто на этих фотографиях. Раньше в Иркутске каждый год на олимпийский бал приглашали только спортсменов. И мои ученики не выдержали: «почему Вы собираете нас, а те, кто нас вырастил, сидят дома?» С этого времени стали звать и тренеров, тогда ещё был жив и Евгений Потапов, воспитавший олимпийского чемпиона Константина Вырупаева

Сейчас Виктор Седых, говорит, и рад бы поделиться мастерством, но немногие доезжают до его Бурдаковки. А сам тренер ездит мало, разве что вдоль тракта. Но - строго каждый день. По полтора километра, утром и вечером…

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ-5 читаемых

Самое интересное в регионах