Краеведение – это детектив.В этом убеждён илимский «Радищев»

   
   

В Железногорске-Илимском таким неординарным человеком земляки считают Александра Кузнецова - учителя русского языка и литературы, краеведа, поэта, создателя музея Александра Радищева.

Музей расположился в небольшом учебном классе Железногорской школы №5, в которой Александр Дмитриевич много лет работал учителем. На стенах кабинета - живописные картины, отражающие историю Илимского края, центральная из них - древний Илимский острог. Есть здесь и макет того же острога, идея создания которого принадлежит Кузнецову. Но особое впечатление на посетителей производит самый настоящий памятник Радищеву. Кстати, позировал скульп­тору при его создании тоже Кузнецов.

Не унывайте даже в ссылке

А.К.: - Радищев был в этих краях в ссылке, он первым начал проводить исследования по фольклору, по культуре этих мест, здесь же написал свой первый философский труд, занимался просветительством, медициной - лечил детей, - рассказывает Кузнецов. - Здесь у него родилась дочь Фёкла, которая потом вышла замуж за морского офицера, а их сын - Алексей Боголюбов - стал известным художником, чьи картины выставлены даже в Лувре. Представляете, какая интересная историческая коллизия - дядя Радищева душил Петра I, а внук Боголюбов учил детей Александра III.

Мы в большинстве своём воспринимаем краеведение как скучную историю, а на самом деле - это детектив. Главное - правильно его подать. К сожалению, в школах краеведение носит характер, отдалённый от жизни, а ведь это подростки, их заинтересовать надо.

«АиФ»: - Именно поэтому вы и решили заняться краеведением и создать музей известного русского писателя?

А.К.: - Музей Александра Николаевича я начал создавать, руководствуясь своим жизненным кредо, которое, наверное, было бы близко и этому философу: «Не надо унывать и гибнуть даже в тех местах, куда тебя сослали», в моём случае - по распределению. Я хорошо помню слова Чехова: «Когда приезжаешь в другой город, почитай газету, сходи в театр, обойди окрестности, и ты поймёшь, чем живут люди».

   
   

Меня после окончания института направили работать в небольшой посёлок Хребтовая в 18 километрах от Железногорска. Вышел на улицу, глянул налево, направо - кругом одни дрова и пустые какие-то места, не было там ни клубов, ни других развлечений. «Как же я здесь жить буду?» - подумал тогда.

А потом познакомился с людьми, начал преподавать в школе, причём сложилась не просто работа, а настоящая семья, и ученики были моими детьми. Это самое прекрасное время, которое я в своей жизни пережил. До сих пор, когда бываю в той школе, - руками трогаю стены - они живые, тёплые. Говорят, в деревне плохо. Неправда. Плохо тогда, когда живёшь, никого и ничего вокруг себя не замечая, не общаясь с людьми.

История и современность

«АиФ»:- Александр Дмитриевич, судя по экспонатам музея, Илимский острог занимает какое-то особое место в вашей судьбе?

А.К.: - Я побывал в Илимске, когда он ещё не был затоплен, увидел башню, часть острога, походил по улицам, и мне казалось, что погрузился в историю, в очень далёкий 16-й век. А потом оттуда и из других деревень, расположенных на берегах Илима, как грибные семейки, и попавших в зону затопления Усть-Илимкой ГЭС, в срочном порядке в полном смысле слова депортировали жителей. Многие из них пережили страшную трагедию этого переезда, с некоторыми из сельчан я был хорошо знаком, и эта трагедия их жизни очень сильно потрясла меня. Более того, видел, как по Илиму после затопления плыли подмытые гробы, кресты.

К сожалению, все наши достижения всегда связаны с человеческими трагедиями.

«АиФ»: - История Нижнеилимского района богата интересными событиями, а какова современность?

А.К.: - Иркутская область начиналась, по сути, с Илимска, но иркутская общественность, интеллигенция, научные круги почему-то об этом забыли. Сейчас все готовятся отмечать 350-летие Иркутска, а ведь наш край на 50 лет старше столицы Восточной Сибири.

К сожалению, местные - нижнеилимские - властные структуры недопонимают значения нашего района, плохо презентуют его. Амбиций - культурных, экономических - в хорошем понимании этого слова, не присутствует в их деятельности. Мне часто делают замечания, что критически высказываюсь на эту тему, но ведь высказываюсь не по поводу каких-то своих личных претензий, а по поводу края. Иначе у него никаких перспектив не будет.

Зов души

«АиФ»: - Вы пишете стихи, и насколько я знаю, они изданы отдельным сборником, который пользуется большой популярностью в вашем городе?

А.К.: - Писать стихи никогда не думал по одной простой причине, что их пишут все. Но с другой стороны - это надо делать, потому что это здорово - такой благородный зов души. Многие ругают таких поэтов: мол, зачем он стихи сочиняет, кому они нужны, кто их читать будет? А я считаю, пусть человек пишет, он сам осознает, будут его читать или нет.

Но лет десять назад я потерял зрение (это мой недостаток, возможно, наоборот - преимущество), мне пришлось оставить любимое занятие - чтение книг, и я подумал, почему бы не начать писать самому?

Оказывается, и в этой сфере можно что-то находить и создавать своё. В итоге - издал книгу «Я слову русскому служил».

В моём творческом портфеле есть набор открыток «Палитра любви: мастера пластики и кисти в поэтической версии Александра Д. Кузнецова», книга по истории школы №5 «Серебряный звон», над которой работал три года, причём уже потеряв зрение. Интересно, что многие учителя уже и забыли какие-то факты своей профессиональной биографии, а в книгу заглянут и вспомнят.

Планирую издать ещё один набор открыток - «Сияй, День Победы», в планах так же альбом о культуре «Илимские зори», книжка для детей «Илимский острог-богатырь».

«АиФ»:- Простите за нескромный вопрос, но как вам удаётся так активно всем заниматься?

А.К.: - Я совершенно лишён комплекса неполноценности: как ходил везде и ездил, так и продолжаю. Потеряв зрение, ни на минуту не прекращал своей литературно-краеведческой деятельности. Много ездил по стране, по илимским адресам в России. Вот вы знаете, что в Москве есть улица Илимская и станция метро имени Янгеля?

Не так давно принимал участие во Всероссийском конкурсе «Салют, Победа!» в Красноярске. Читал цикл своих стихов и занял первое место. Так что в Железногорск вернулся «на коне».

Я приучил всех не относиться ко мне как к человеку, который не видит. «Окажите мне помощь, когда обращусь, иначе вы мне нанесёте душевную травму», - единственное, о чём я прошу своих земляков.

Досье:

Александр Дмитриевич Кузнецов родился в 1943 году в Черемхово. Закончил историко-филологический факультет Иркутского госуниверситета. Преподавал русский язык и литературу. У него несколько авторских программ по методике преподавания русского языка и по краеведению «Культура Приилимья», которая внедрена в школах Нижнеилимского района.

Смотрите также: