Чтобы начать играть в «Что? Где? Когда?», достаточно школьного аттестата без троек. Всё знать невозможно, но пользоваться знаниями нужно учиться буквально с рождения. Школа - это конвейер, а потому не основной, а только вспомогательный элемент воспитания. Магистр, обладатель шести хрустальных сов приехал в Иркутск с другими известными знатоками старейшей интеллектуальной игры.
- Интеллект складывается из многих вещей: умения пользоваться информацией, логического мышления, способности анализировать и синтезировать факты, правильно интерпретировать их. Психологи говорят, что к 18 годам формирование интеллекта как инструмента завершается, - говорит Александр Абрамович. - Чем раньше вы начнёте формировать у ребёнка интеллект, тем лучше. Причём заниматься этим формированием нужно только самому, школа - лишь вспомогательный инструмент. Ведь все предпочитают автомобиль ручной сборки конвейерному авто, а на детей это почему-то не распространяется. Даже в самой лучшей, элитной, частной школе никто не будет заниматься только вашим ребёнком. Если вы хотите, чтобы он отличался от всех остальных, то вы должны сделать его сами.
Интеллект начинается с любопытства
«АиФ в ВС»: - Александр Абрамович, расскажите, пожалуйста, на примере своих дочерей, как вам удалось создать «штучный продукт»?
Александр Друзь: - У нас в семье есть методика, проверенная уже поколениями. С двух месяцев ребёнку читают детские книжки. Именно детские. Ребёнок по-разному реагирует на разных авторов: Михалкова, Маршака, Чуковского, Барто… На него по-разному действует звукопись этих стихов. Когда дочки были маленькими, а я был молодой, то не так замечал это, а сейчас с внучкой очень чётко прослеживаю.
Важно, чтобы ребёнок, когда он слушает или читает сам, задумывался над тем, что прочитал или услышал.
У нас в семье было заведено с девочками: если есть вопрос - обязательно спроси. Часто ответить достаточно сложно: не всегда и сам знаешь ответ на вопрос, который задают дети. Главное, чтобы ребёнок понимал: если он при чтении обнаружил что-то непонятное, нужно это понять. Если родители не знают ответ, главное не отмахиваться, а найти его с ребёнком вместе. С любопытства начинается работа интеллекта.
Когда дети подрастают, уже есть привычный для них механизм работы со словарями, с Интернетом. Сейчас появляется новая проблема: в Сети есть самая разнообразная информация, и найдя данные на одном-единственном сайте, нельзя быть уверенным, что ответ правильный. Поэтому нужно научить ребёнка оценивать информацию.
«АиФ в ВС»: - А ограничения в пользовании Интернетом допускаете? В конце концов, мировая паутина, мобильные телефоны отвлекают ребёнка от той же книги.
А. Д.: - Интернет - средство получения информации. И, по большому счёту, мне не очень важно, читает ребёнок книжки в «твёрдой копии» или в Интернете. Даже компьютерные игры могут развивать. Важно, чтобы они были правильными, строились не только по принципу «кто быстрее».
Надо следить за тем, что делает ребёнок в Интернете и приучать его к каким-то правильным вещам. Есть специальные следящие программы, которые нужно уметь применять, требуется только определённый уровень компьютерной грамотности родителей. Если с детства заниматься ребёнком, он, как правило, вырастает понимающим, что такое хорошо и что такое плохо. Всегда есть «инстинкт запретного плода», важно объяснить, что правильно, что - нет. Чтобы стимулом или ограничением для ребёнка было не наказание, а хорошие отношения с родителями: то, что мама расстроится, должно быть более значимо, чем, например, отлучение от Интернета.
«Перворазрядником» может стать каждый
«АиФ в ВС»: - Насколько, на ваш взгляд, в игре «Что? Где? Когда?» важны способности?
А. Д.: - «Что? Где? Когда?» по сути - интеллектуальный спорт. Например, миллионы мальчишек играют в футбол, в команды высших дивизионов попадают сотни. До уровня «перворазрядника» можно натренировать любого игрока «Что? Где? Когда?», а «мастерами спорта» здесь становятся те, кому это интересно, кому это нравится, у кого есть способности и наклонности. Остальные могут играть в своё удовольствие, и удовольствие действительно большое. Взрослые люди с радостью гоняют мяч. В «Что? Где? Когда?» можно так же играть в своё удовольствие, не помышляя о больших чемпионских достижениях.
«АиФ в ВС»: - Как вы организуете свою игровую деятельность?
А. Д.: - Поскольку игра «Что? Где? Когда?» для меня - спорт, развить себя можно с помощью различных тренировок. Это может быть игра команды в различных турнирах, которых сегодня масса, причём игра как в зачёт, так и вне зачёта. Второе - это проведение тренировок с другими командами, в частности, и в качестве тренера. Это помогает структурировать подход, как в том анекдоте про преподавателя: «Ну и дураки студенты попались: два часа объяснял, сам уже всё понял, а они не понимают!». Когда пытаешься объяснить школьникам или студентам какие-то закономерности игры, сам начинаешь их понимать. Полезны такие поездки, как нынешняя, когда играешь в не совсем привычных условиях с не совсем привычным тебе составом. Написание вопросов может быть своеобразным способом тренировки. Я уверен: тот, кто хорошо играет, тот хорошо пишет вопросы. Вот обратное - не всегда.
«АиФ в ВС»: - Сегодня на телевидении много интеллектуальных и псевдоинтеллектуальных игр, как вы относитесь к прослойке псевдоинтеллектуальных шоу?
А. Д.: - На самом деле интеллектуальных шоу всего три с половиной. «Что? Где? Когда?», «Брейн-ринг», «Своя игра». «Половинка» - «Сто к одному», как бы странно это не показалось. Там задействован интеллект, поскольку нужно суметь представить себя на месте собирательного телезрителя, который отвечал на улицах Москвы.
Все остальные шоу - на чистые знания, на память: ты не придумываешь никаких новых ходов, не задействуешь логическое мышление.
Это вовсе не означает, что шоу викторинного типа не должны иметь права на сущест-вование. Знания - это базис интеллекта, и люди должны видеть, что знания - это хорошо.
«АиФ в ВС»: - На интеллектуальных играх вы можете видеть квинт-эссенцию умных людей. В то время как сегодня повсеместно говорят о деградации молодёжи. Так деградируем ли мы и заметно ли это на примере клуба знатоков?
А. Д.: - На примере нашего клуба - деградации нет. Я не вижу её и в обществе. Если мне не изменяет память, первая жалоба на молодёжь была зафиксирована в середине четвёртого тысячелетия до нашей эры на египетском папирусе: молодёжь пошла не та, стариков не уважает, богов не чтит… Соответственно, на протяжении последних пяти с половиной тысяч лет молодёжь непрерывно ухудшается. Это привычная ситуация, когда старшее поколение жалуется на более молодое.
Я работаю с детьми в школах, играю с молодёжью, общаюсь со студентами. Я могу сказать, средний уровень не изменился со времени моей молодости. Произошла другая вещь: крайние точки ещё дальше разбежались друг от друга. То есть никогда не было и таких незнаек и тупиц на моей памяти, но никогда не было таких продвинутых интеллектуалов. «Плюс» далеко ушёл от тех, кто занимал эту позицию в моей молодости, но и «минус» серьёзно удалился от прежних позиций. А в среднем всё осталось по-прежнему.
Досье:
Александр Абрамович Друзь родился 10 мая 1955 г. в Ленинграде. Магистр игры «Что? Где? Когда?», директор Санкт-Петербургского филиала Международной ассоциации клубов «Что? Где? Когда?». По образованию - инженер-системотехник. Есть дочери Инна и Марина, внучка Алиса. Тренирует юношеские команды знатоков.
Смотрите также:
- Сила тапочка и смеха. Веселые клоуны против грустных диагнозов →
- ...У левшей гораздо больше возможностей «продвинуться»? →
- Воспитай меня, мама! →