Разбудить весну. Сибирские белорусы возвращают обряды в деревню

По народным белорусским поверьям, весну надо будить. И чем громче, тем лучше. © / Елена Львова / АиФ

В деревне Каразей Куйтунского района, основанной белорусскими переселенцами в период Столыпинских реформ, ежегодно проводятся традиционные обряды и народные праздники, которые может посетить любой желающий.

   
   

Клуб «Крывічы» выбрал это поселение неслучайно: пять лет назад инициатор белорусского движения в Иркутской области Олег Рудаков приезжал сюда в этнографическую экспедицию, услышал множество интересных историй от местных бабушек и пообещал однажды вернуться, чтобы провести какое-нибудь мероприятие. Вместе с иркутскими белорусами и туристами корреспондент «АиФ в ВС» отправился в Каразей за обрядами.

Птушки, каша и костёр

Во время длительной шестичасовой поездки о сути предстоящего обряда рассказывает руководитель клуба Воля Галанова:

«В народных поверьях белорусов считается, что в это время богиня весны Лада там наверху спит. И если начать звать весну, делать искусственных птичек и сажать их на деревья, делать выпечку в виде птичек, петь различные песни с призывом «У-у-у!», она услышит, посмотрит вниз, увидит, что люди её зовут, птицы уже прилетели, и проснётся».

Разбудить Ладу помогут свистульки. Фото: АиФ/ Елена Львова

И с момента пробуждения богини Лады, по белорусским поверьям, должен начаться новый жизненный цикл - и в природе, и у людей.

Кстати:
В Иркутской области, по данным Всероссийской переписи населения 2010 года, проживает почти 8 тысяч белорусов, что составляет 0,33% населения региона. Это пятая по количеству национальность после русских, бурятов, украинцев и татаров.

«Так что мы будем водить хороводы, запускать бумажных птиц - птушек, тем самым ускоряя прилёт настоящих, будем подражать их пению, чтобы богиня, глядя сверху, поверила, что они и вправду прилетели. Запалим очищающий костёр, в котором каждый должен сжечь какую-то свою старую вещь - символ недомоганий, ссор, обид. Это сжигание позволяет очиститься от них. Также мы будем закапывать горшочек каши, чтобы поблагодарить землю и попросить богатый урожай в этом году. Мы все будем угощаться глазуньей - поджаренными на костре яйцами без соли, которые считаются символом солнца, чтобы оно хорошо грело и было благосклонно», - делится секретами обряда Воля Галанова.

Сама она едет на праздник в национальном костюме, сшитом собственными руками, традиционную вышивку на рукавах и по подолу она тоже сделала сама. Девушка с готовностью рассказывает о значении каждого узора: вот плодовитость, вот огонь, вот семейные узы.

   
   
Национальные костюмы участники шьют себе сами. Фото: АиФ/ Елена Львова

На вокзале в Куйтуне к нам присоединился Дмитрий Прокопович. Он специально приехал на праздник из Красноярска. Причём для него это не первая поездка на мероприятия иркутских белорусов. Первый раз он попал на Гуканьне Вясны четыре года назад, и так впечатлился, что стал приезжать в Приангарье каждый год.

На вопрос, не слишком ли это сложно - вот так ехать в другой регион, чтобы провести на национальном празднике всего несколько часов, отвечает, что это вопрос восприятия:

«Главное, как к этому относиться: можно ныть, что тяжело добираться, а можно превратить это в замечательное приключение».

Какие же гулянья без угощений? Фото: АиФ/ Елена Львова

Хороводы, драники и картофельная бабка

В деревне Каразей гостей из Иркутска ждали с нетерпением. Даже несмотря на то что суббота в колхозе - рабочий день, а часть детей и молодёжи уехали на соревнования в райцентр, людей на праздник собралось довольно много.

«У нас много мероприятий проходит, но национальных нет, - рассказывает одна из местных жительниц Валентина Ахмеева. - Вот мои родственники из Саянска, тоже белорусы, в прошлом году ездили на большой национальный праздник в Заларинском районе, в Андрюшино - это белорусская деревня в девяти километрах - тоже каждый год проводят свой праздник - с песнями, обрядами, очень интересно посмотреть. Так что и мы здесь белорусских гостей давно ждали: интересно было, кто такие, что расскажут и покажут».

И увидеть, и поучаствовать местные жители смогли во многом. Одни только хороводы и народные танцы чего стоили, ведь их у белорусов несколько видов. Всё это чередуется с традиционными играми - например, такими как несколько разновидностей всем известного «Ручейка».

После танцев настало время угощений. Иркутские белорусы специально испекли для такого случая  булочки и печенье в виде птушек, а члены местного клуба «Селяночка» приготовили к празднику традиционные блюда белорусской кухни - широко известные драники и гораздо менее распространённую картофельную бабку.

Сладкие птушки - любимое лакомство. Фото: АиФ/ Елена Львова

С праздниками - в народ

«Мы никогда таких обрядов не видели. Думаю, не только мне понравилось, но и всем сельчанам, - говорит глава Каразея Ольга Жигман. - Дети были очень увлечены, ведь у нас такого нет, они здесь на национальных традициях не воспитываются».

А ведь именно на детей и рассчитано проведение таких праздников, отмечает Олег Рудаков.

«Нам интересно не только изучать культуру, но вернуть её в деревню, - говорит он. - Бабушки всё это помнят, но уже не могут передать: молодёжь их знаниями не интересуется».

После трехчасовой насыщенной программы праздника иркутские белорусы собираются домой. А вскоре они вновь отправятся в путь - уже в другую из многочисленных деревень белорусских поселенцев в Приангарье. По словам Олега Рудакова, традиционные праздники клуб проводит каждый месяц, около половины из них - выездные. Выбор деревни, где пройдёт очередной обряд, всегда происходит по-разному: куда-то приглашают местные активисты, заинтересованные в том, чтобы вернуть в свое поселение традиции, куда-то иркутские белорусы едут сами. Главное - чтобы сельчане были готовы встретить гостей и всем жителям, а не только потомкам переселенцев, было интересно.