Этой осенью крупнейшее объединение мастеров народного творчества и художественных ремёсел Иркутской области «Оникс» отпраздновало свой юбилей. Четверть века её мастера каждый день прикасаются к старинному сибирскому искусству и, сохраняя традиции, учат рукодельным премудростям новичков.
Корреспондент «АиФ-Иркутск» собрал интересные факты о ремёслах с «иркутским оттенком» и узнал, какие промыслы интересуют жителей Приангарья больше других, чем наша береста отличается от московской и почему столичные и заграничные жители охотнее покупают произведения народного искусства, чем сибиряки.
Соломенный эксклюзив
Иркутская область богата сельхозугодьями, поэтому солому раздобыть здесь довольно просто. Удивительно, но плетение из этого доступного природного материала до сих пор не самое популярное занятие. К примеру, на юбилейной выставке «Оникса» изделия из зелёной и золотистой соломки привезли представители всего двух районов - Черемховского и Нижнеудинского.
Несмотря на то, что изделия из соломки (а чаще всего это премилые козочки) встречаются сегодня довольно редко, в отличие, к примеру, от берестяных, спрос на них - в основном у заграничного жителя. Мастерица говорит, что на ярмарке в Тальцах, которая прошла в сентябре, большой интерес к соломенным диковинам проявляли гости из Китая, с молотка уходили фигурки стоимостью в несколько тысяч рублей. Хотя, как отмечает Тамара, и наши соотечественники стали ценить ручной труд гораздо больше, чем раньше.
Искусство на продажу
В столице региона невероятно популярна керамика.
- Керамистов в Иркутске достаточно, благодаря тому, что раньше здесь была хорошая школа этого ремесла, которая воспитала целую плеяду прекрасных мастеров, - объясняет Лидия Мельникова, председатель союза народных мастеров Прибайкалья. - Кстати, наравне с керамикой активно развивается гончарное дело.
Также умельцев столицы региона интересует лоскутная кукла, разные виды вязания, в том числе необычный способ вязания «на вилке». Кроме того, популярно валяние из сухой и мокрой шерсти, бисероплетение, создание народного костюма.
Мастера-профессионалы творят свои работы не только для выставок. Как говорит глава союза, сейчас большой акцент стараются делать на ярмарках, которым ещё есть куда расти, в том числе и с точки зрения интереса публики к изделиям.
- Спрос на народное творчество в Иркутской области не такой уж большой, - объясняет она. - Даже если мастера ставят совсем невысокую для ручной работы цену, продаются работы не так хорошо. Дело в том, что у нас очень много китайской продукции, с которой мы в ценовом плане не можем конкурировать. Тем не менее, керамисты и берестянщики развиваются за счёт туризма.
В поисках покупателя иркутские мастера отправляются даже на столичные ярмарки. Одна из самых крупных - всероссийская «Ладья. Зимняя сказка» проходит каждый год, и ещё ни разу сибиряки не оставались в стороне.
- Мы уже привыкли к тому, что москвичи специально ищут нас на ярмарке и говорят «О! Иркутяне, хорошо, что мы вас нашли. Что у вас новенького?». Наши мастера востребованы там, потому что каждый год привозят что-то уникальное, сибирское, созданное в новых техниках и направлениях, чего наши западные коллеги совсем не делают. Хотя столичные ценители очень привередливы и выбирают изделия особенно внимательно, - резюмирует Лидия Мельникова.
Чья береста круче?
Резкие перепады температур, которые приносят мало приятного жителям региона, далёким от искусства, сослужили хорошую службу мастерам по бересте. Вячеслав Федосеев, народный мастер Иркутской области из Саянска, говорит, что из-за температурных скачков наша береста намного эластичнее, чем та, что добывают в западной России. К тому же «европейская» ещё и гораздо тоньше.
- Нашу можно согнуть, а на Западе - обычно через край шьют или проклеивают, - объясняет мастер. - Я уже несколько лет сотрудничаю с Подольском (Московская область), где охотно принимают мои изделия. Однако мне кажется странным, что и к нам везут много берестяных работ из тех краёв. Возможно, это из-за того, что они гораздо дешевле. Но в берестяном искусстве очень важна функциональность - если, к примеру, кружку, сделанную из сибирского материала, можно спокойно использовать на кухне, то насквозь проклеенная западная чашка годится лишь для декоративных целей - разве что пуговицы можно в ней хранить.
Однако и в Иркутской области не вся береста подходит для творчества. Умельцы отмечают, что самый лучший материал «растёт» в районе Братска, Усть-Илимска и Саянска, где тайга самая чистая. Притом несмотря на строгое лесное законодательство раздобыть бересту не так сложно, как кажется, достаточно получить лесобилет.
Вячеслав Федосеев говорит, что задача многих сибирских мастеров не нажиться на своём творчестве, а воспитать в людях любовь к народному искусству. Причём в этом творцы преуспевают - с каждым годом береста ценится всё больше, но чаще всего люди покупают изделия из неё не для себя, а в подарок близким, которых «вещами из магазина» уже не удивишь.