Одним из самых известных в их среде считается Эдгар БРЮХАНЕНКО, которого называют патриархом российского фоторепортажа. В этом году он отметил 80-летний юбилей.
Свою первую фотографию Эдгар сделал в 13 лет, а в 24 года уже работал собственным фотокорреспондентом по Восточной Сибири в самом известном в нашей стране и за рубежом средстве массовой информации - Телеграфном Агентстве Советского Союза. И свой первый материал для ТАСС писал во время рейса на борту первого пассажирского реактивного самолёта Ту-104, возвращаясь в Иркутск из Москвы сразу после утверждения в должности. При этом ни профессии фотографа, ни профессии журналиста Эдгар Дмитриевич специально не учился.
- Моим университетом была жизнь, хотя в 50-м году в неполные 19 лет я устроился в иркутскую студию кинохроники осветителем, «выплакал» себе эту работу, потому что мечтал приблизиться к плёнке, к проявителю, - рассказывает он. - Так что основными моими учителями можно считать киношников: операторов, режиссёров. Эти люди делились со мной своим опытом, но при этом все говорили: «Брюханенко, ты для кино не рождён, твоё дело - фотография».
За сорок лет Эдгар Брюханенко объездил с фотоаппаратом не только Иркутскую область, к которой был «прикреплён», и соседние с Приангарьем территории.
В географии его поездок есть и Северный полюс, и южные регионы нашей страны, и зарубежье.
- Когда ушёл на пенсию, каждую ночь мне снились сны: то я что-то снимаю, то ищу интересный ракурс, то куда-то лезу, на поезде еду, на машине трясусь, самолёты, аэродромы… В общем, пять лет снилось всё, что я переживал в жизни, - вспоминает фотограф. - И сейчас это продолжается, но уже гораздо реже.
Повидал и поснимал мастер, действительно, немало: его архив к 60 годам насчитывал 50 тысяч фотографий, разложенных в пятидесяти тематических ящичках!
После выхода на пенсию он серьёзно занялся своим фотоархивом: отобрал самые хорошие кадры, склеил для каждого новый конвертик, подписал каждый - место, тема и время съёмки, а 10 тысяч снимков выбросил. Чтобы сделать 40 тысяч конвертов, ему потребовалось 20 тысяч листов бумаги и целый мешок канцелярского клея.
Сейчас знаменитый фотоархив Брюханенко - собственность Электронной библиотеки им. Бориса Ельцина.
Эдгара Дмитриевича и сегодня можно увидеть на улицах Иркутска с фотокамерой. Снимает, как говорится, для души и чтобы порадовать иркутян новыми снимками: карнавал в День города, исторический квартал, Ледовый дворец. Причём, чтобы сделать хороший снимок, несмотря на возраст и больные ноги, готов, как и в былые времена, подниматься даже на крышу высотного здания.
Эдгар Брюханенко родился в 1932 году в Москве. В Иркутск попал во время Великой Отечественной войны. Многократный участник всесоюзных и зарубежных выставок. Награждён серебряной медалью ВДНХ за оформление сибирского павильона, бронзовой медалью за серию фоторабот «Байкальские нерпы» на международной выставке в Гааге. Отмечен медалями «За трудовое отличие» и «За строительство БАМа». Почётный работник печати, заслуженный работник культуры.
«ТОК МЕДЛЕННО ПОШЁЛ ПО ПРОВОДАМ»
Пребывание Никиты Хрущёва на Братской ГЭС было обставлено с помпой. Основное действо состоялось в зале пульта управления электростанцией. Главный коммунист страны под объективами кинокамер и фотоаппаратов должен был включить рубильник, поставив первый агрегат ГЭС под промышленную нагрузку. На самом деле турбины в рабочем состоянии неоднократно проверялись задолго до прибытия Хрущёва. Об этом знали специалисты, а для большинства первый пуск выдавали за чистую монету. На Братской ГЭС Никита Сергеевич «воткнул» рубильник и произнёс крылатую фразу, которая облетела весь мир: «И ток медленно пошёл по проводам». Выражение, вырвавшееся из уст Хрущёва, передали все средства массовой информации, хотя мы долго гадали: или это прямая речь первого секретаря, или это журналист толкнул отсебятину и приписал её гостю, но так или иначе авторство осталось за Хрущёвым.
«ЗОЛОТОЙ КАДР»
Золото я фотографировал всюду: на Алдане, в Забайкалье, на Амуре и в Бодайбо. Один раз пытался снять его на совковой лопате с красивой девушкой, мол, у нас золото лопатой гребут.
Сделать эффектный снимок не удалось: хороша была девица, а вот золото было похоже на коричневую кучу. Ему требовалась обогатительная фабрика. Самое лучшее золото я увидел на одном из приисков «Лензолото». Приехал туда поздно, страшно хотелось есть, но все магазины были закрыты. Вижу, идут две девицы, я им представился корреспондентом из Москвы. Они меня напоили чаем с печеньем, и я им рассказал, что приехал фотографировать золото. Одна из моих новых знакомых пообещала утром рано, когда никого не будет в конторе прииска, открыть кассу и показать гору золота. Я пришёл в контору в 6 утра, сторож, увидев кассира, ушёл домой, и я наедине с девушкой стал снимать металл: менял объективы, изобретал ракурсы, делал дубли на цветную и чёрно-белую плёнки. Вдруг в дверях появляются двое мужчин: один оказался директором прииска, другой - бухгалтером. Скандал, разбирательство, девушке грозит увольнение. Я стоял на коленях первый раз в жизни и просил прощения у начальства. Уехал с прииска, только получив обещание, что девушку не уволят.
Смотрите также:
- «Толстой советской эпохи». Фотограф Эдгар Брюханенко о Валентине Распутине →
- Застрявший в СССР: Коллекция иркутянина - живая история XX века →
- Забайкальский поэт пишет слова к музыке Андрея Бандеры →