Примерное время чтения: 7 минут
2189

Застрявший в СССР: Коллекция иркутянина - живая история XX века

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 18. «АиФ в Восточной Сибири» 02/05/2012
Фото: Екатерины Митрофановой

На прошлой неделе после многочисленных попыток, предпринимаемых ранее, на базе Иркутской библиотеки им. Уткина заработал «Ретроклуб», в который вошли коллекционеры самых разных вещей и предметов. Цель таких встреч, говорит организатор клуба, музыкант, художник и коллекционер Александр Мишкин - поднять из небытия всё, что дорого сердцу, с чем связаны ностальгические воспоминания, жизненные сюжеты советского времени, всё, что до сих пор согревает душу.

- Не хочется, чтобы всё это уходило в песок. Ведь очень многое простым смертным в советское время было просто недоступно, сейчас коллекционеры заполняют эти бреши.

Мы встретились с Александром на улице Урицкого - рабочем месте свободного художника. Уже не один год он рисует портреты прохожих, чем и зарабатывает на жизнь.

Мальчишкой Саша не ходил в художественную школу, максимум - разрисовывал во время уроков парты карикатурами на учителей и одноклассников. Но на архитектурный факультет, только открывшийся в 1973 году в иркутском политехе, поступил с первого раза. Спасли творческие экзамены «Рисунок» и «Черчение». Однако карьеры архитектора Мишкин так и не построил: после окончания института немного занимался дизайном интерьеров, потом забросил.

- Видимо, у меня натура настолько не приемлет каких-то рамок, что я не могу трудиться от звонка до звонка в офисе или на производстве, - признаётся художник. - Мне чуждо всё тошнотворно-рутинное. В студенчестве я даже умудрился не вступить в комсомол. Склоняли, конечно, но не вышло. Дело в том, что архитектурный факультет, да ещё первый его выпуск, был гордостью политеха. К нам относились с большим пиететом, поэтому многое спускали с рук.

Из многочисленных рассказов, баек и анекдотов об учёбе в вузе, чувствуется, что студенческие годы для Александра были действительно золотыми. Сейчас он нисколько не жалеет, что восьмилетним пацаном мама после развода с отцом притащила его в Иркутск из Свердловска. «Иркутск - это не только город приезжих, это город застрявших. Так вот я - застрявший», - шутит Александр.

Квартира-музей

…На улице прохладно и ветрено, поэтому с желающими позировать художнику на Урицкого туго. Собираем складные стульчики, мольберт и отправляемся в… музей. Для меня это музей, для Александра - дом. У каждой комнаты холостяцкой квартиры своё предназначение: одна отдана под музыкальную студию, где хранятся инструменты и проходят репетиции, вторую занимают коробки с книгами, альбомами по живописи и периодикой, в третьей складируются фотоаппараты, кинокамеры, световые установки и различная музыкальная аппаратура. Коридор, кстати, тоже задействован: вдоль стен здесь стоят стопками около четырёх тысяч (!) виниловых пластинок. В основном западный рок и джаз. Есть и раритетные экземпляры с автографами исполнителей.

- Стараюсь зацепить все интересности советских времён. Всё, что было хотя бы слабеньким приветом из «цивилизованного» мира, - делится коллекционер.

Но всё же главное место в его коллекции отдано электрогитарам. Их у Александра уже 48. В основном привезённые из Чехословакии и Восточной Германии. Какие-то экземпляры были куплены, другие подарены или обменяны, а третьи достались по принципу «жалко выбрасывать». Треть инструментов в нерабочем состоянии, но реанимировать их можно. Чинит гитары Александр сам, причём не только свои, часто за помощью обращаются приятели.

В погоне за фото электрогитары

- Впервые я увидел электрогитару в 66-м году в магазине «Союзпечать» на обложке немецкого журнала, - вспоминает музыкант. Кстати, Александр барабанщик. В его коллекции есть 5 установок и 35 барабанов, но всё же гитары - главная страсть собирателя. - Роскошная «Музима» весьма гармонировала с шикарной красавицей в бикини. Я рванул домой, потряс этой новостью приятеля, мы скинулись по 10 копеек и ринулись за журналом. Однако на его месте уже лежала газета «Сельская новь».

Оказалось, что один соседский деляга скупил весь тираж, потом потихоньку срезал обложки, заделывал в рамки и продавал на барахолке. Впечатляющий бизнес. В условиях «жуткого советского безрыбья» даже фото электрогитары было ценностью, особенно с фронтального ракурса. На него накладывали кальку, обводили контур, расчерчивали на квадратики и увеличивали, стараясь не изуродовать очертания. Потом под лупой разглядывали детали, начиная с фирменных знаков. Эпоха вынужденной гитарной самодельщины завершилась во второй половине 70-х. Тогда было проще переделать какой-нибудь небезнадёжный советский инструмент, чем всё строгать самому.

На вопрос, какой экземпляр из коллекции дорог особенно, Александр отвечает: «Все. Нелюбимых детей нет». Сейчас коллекция пополняется не часто. Единственный инструмент, о котором мечтает музыкант, - это чехословацкая гитара «Градиозо футурама». На такой играл Джордж Харрисон в начале 60-х, когда «Битлз» только начинали свою карьеру и ещё не могли позволить себе дорогие инструменты. В Иркутске такая модель есть только у Геннадия Усова, коллекционера со стажем.

 

«Америка» в Иркутске

- Нет у меня и того самого раритетного номера журнала «Америка» 1966 года, где рассказывается о гастролях группы «Битлз» в Штатах, - с ноткой сожаления в голосе говорит Мишкин.

«Америка» - это иллюстрированный ежемесячник на русском языке, который издавался в США с 1956 по 1995 годы и распространялся в СССР тиражом в 50 тысяч экземпляров. Естественно, со строжайшими ограничениями - только идеологически выдержанным верным ленинцам из райкома, обкома. На роскошных фото в журнале были запечатлены люди, выглядевшие тогда благополучными, прекрасно одетые и с неизменными улыбками. В статьях рассказывалось об их быте, проблемах, увлечениях. Героями публикаций становились астронавты, предприниматели, учёные, художники. Необычно красивая одежда, дома, машины были контрастом рядом с нашими пустыми полками в магазинах. Архивы «Америки» хранились у иркутян в загашниках, а в 90-е годы, когда «железный занавес» рухнул, стали доступны массам. Так, у Александра набралось полторы тысячи экземпляров.

- Вот номера 1946, 47, 48 годов, - показывает слега пожелтевшие страницы коллекционер. - Я «выловил» их в магазине «Букинист». Тогда многие иркутяне уезжали за границу и сдавали ценнейшую литературу и периодику. Иногда «Америку» приносили в качестве макулатуры в киоск по сбору вторсырья под названием «Стимул». Естественно, тамошние оборотистые ребята тут же волокли издание в «Букинист».

Ещё одна гордость коллекционера - немецкий фотоаппарат «Экзакта» образца 1936 года и 16-милиметровая профессиональная кинокамера. Раньше добыть такую значило то же самое, что сейчас ездить на «роллс-ройсе». Техника в рабочем состоянии: заряжай плёнку - и снимай.

Прощаясь с Александром, не могу не спросить:

- Принято считать, что коллекционирование - это диагноз. Вы такое мнение разделяете?

- Возможно, это род заболевания, но всё-таки с позитивным знаком, - признаётся мой собеседник.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ-5 читаемых

Самое интересное в регионах