...Деньги возвращают бесплатно?

Категория:  Архив Вопрос-ответ из газеты: Еженедельник "Аргументы и Факты" № 48 01/12/2010

   
   

На вопрос отвечает начальник отдела защиты прав потребителей управления Роспотребнадзора по Иркутской области Нина Астраханцева:

В большинстве обращений граждане-заёмщики просят управление признать условия кредитных договоров, ущемляющие их права, недействительными и обязать банк зачислить уплаченные комиссионные вознаграждения в счёт погашения основного долга. Однако данные требования управление не вправе выполнять, так как в силу закона такими полномочиями наделены исключительно судебные органы.

Специалисты управления не возвращают деньги. Они консультируют, как это лучше сделать. Помогают в составлении исков. Управление является надзорным органом, который осуществляет контроль за исполнением обязательных требований законодательства в сфере защиты прав потребителей. Если банк нарушает права заёмщиков, то в определённых законом случаях управление может выдать предписание об устранении нарушений действующего законодательства, а также наложить на банк штраф. Но это возможно только в течение одного года после заключения кредитного договора. После этого срока наше участие в судебном процессе выражается в том, что мы даём заключение по делу в защиту прав потребителей.

В данных случаях мы ведём разъяснительную работу о наших полномочиях при реализации потребителями своего права на судебную защиту. В соответствии с законодательством управление может вступать в гражданские процессы по ходатайству заинтересованных лиц, для дачи заключения по делу, в целях защиты прав потребителей финансовых услуг до вынесения судебного решения. Все услуги оказываются бесплатно.

На сегодняшний день сложилась положительная судебная практика по защите прав заёмщиков: так, по пяти искам граждан к банкам, в которых участвовали специалисты Роспотребнадзора, судами были приняты решения в пользу потребителей.

Кстати:

   
   

За 10 месяцев 2010 года в управление Роспотребнадзора по Иркутской области поступило 76 письменных обращений на действия банков. Большинство из них связано с жалобами на условия заключённых кредитных договоров, необоснованную, по мнению потребителей, задолженность перед кредитными организациями и недоведение информации о предоставляемых услугах. Ещё одна актуальная тема обращений заёмщиков в Роспотребнадзор касается отсутствия правового основания продажи долгов потребителей «коллекторам».

Смотрите также: