aif.ru counter
43

Потребителям: Не позволяйте себя дурить!

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 12. «АиФ - В Восточной Сибири» 24/03/2010

«Не бойтесь защищать свои потребительские права», - призывают знающие люди и специалисты. О том, как правильно это делать, читателям «АиФ в ВС» во время прямой линии объяснила начальник отдела по защите прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Иркутской области Нина Астраханцева.

Банк, ты не прав!

Григорий Михайлов, Братск: Два года назад я взял кредит на покупку машины. В договоре написано, что в случае просрочки платежа в первый день задержки штраф составляет тысячу рублей, в последующие - 50% от суммы основного долга за каждый день. Насколько законны такие «зверские» штрафные санкции? Можно ли их оспорить?

Нина Астраханцева: - При заключении любого кредита, в том числе и авто, прежде чем соглашаться на какие-то кабальные условия, надо хорошо изучить всю конъюнктуру рынка банковских услуг. И выбрать условия, выгодные для себя, а не для банка. А выбрать есть из чего - на территории Иркутской области зарегистрировано 8 банков, работают 35 филиалов банков других регионов Российской Федерации, осуществляющих свою деятельность в том числе по оказанию услуг потребительского кредитования. Кроме того, заключая договор, надо очень трезво оценивать свои финансовые возможности, сможете ли вы оплачивать такие штрафные санкции, если у вас ухудшится финансовое положение.

Что касается процентов по штрафным санкциям, нигде не регламентировано, какими они должны быть. Оспорить условия, с которыми вы согласились, подписав документ, очень сложно.

Михаил Злобин, Иркутск: Взял кредит в филиале одного из московских банков, а у него в договоре есть пункт, что в случае разногласий заёмщик может обратиться в суд по месту нахождения банка. Получается, что если мне, не дай бог, придётся защищать свои права, я должен буду ехать в Москву? 

Н. А:- В 17 статье Закона «О защите прав потребителей» чётко прописана альтернативность подсудности. Заёмщик может обратиться в суд на кредитное учреждение по месту своего жительства или по месту своей регистрации, или по месту нахождения филиала банка. То есть, у гражданина есть выбор, где он может судиться с банком. Так что такой пункт договора противоречит действующему законодательству.

Сейчас в суде находится дело в защиту неопределённого круга лиц по Балтийскому банку, головной офис которого находится в Москве и у которого в кредитных договорах был такой пункт. Если дело решится в пользу Управления Роспотребнадзора, значит, потребитель будет иметь право обратиться в банк с такой проблемой и банк будет обязан отменить это условие договора.

Татьяна Крылова, Иркутский район: Есть ли в Управлении Роспотребнадзора список банков, лояльно относящихся к клиентам, у которых возникли проблемы с погашением кредита? Существуют же списки неблагонадёжных производителей, так может - есть списки хороших банков? 

Н. А: - Такие банки мы не отслеживаем, у нас аккумулируются сведения о тех учреждениях, на которые жалуются клиенты. Например, до недавнего времени было много жалоб на «Русский стандарт». Его уже нет на рынке: по настоянию федеральной службы Роспотребнадзора, которая судилась с ним в Верховном суде, банк в своё время поменял условия предоставления кредитов.

Людмила Ларина, Усть-Кут: Слышала, что принят какой-то документ, запрещающий банкам повышать процентную ставку по кредиту. Так ли это? И когда данный документ вступит в силу? 

Н. А: - С 20 марта 2010 года вступил в силу Федеральный закон №11 «О внесении изменений в статью 29 закона «О банках и банковской деятельности». В этом документе как раз и прописано, что банки не имеют права расторгать кредитный договор в одностороннем порядке, увеличивать в одностороннем порядке годовую процент­ную ставку по кредиту. Незаконным является также взимание денег за ведение ссудного счёта.

Вера Сергеевна, Усть-Орда: В 2008 году я оформила в банке «Хоум кредит» кредит на покупку телефона. У меня была просрочка платежа на один месяц - 980 рублей, долг погасила на следующий месяц. А недавно мне позвонили из коллекторского агентства и сообщили, что должна банку 2800 рублей и на меня подали иск в суд. Что делать? 

Н. А: - Доказывать свою правоту в суде. Исковое заявление вам могут подготовить специалисты Управления Роспотребнадзора по Иркутской области. Мы можем также выступить в защиту ваших прав в суде с заключением по делу. Для этого необходимо написать в управление заявление с обстоятельно изложенными требованиями к банку, приложив к нему копию кредитного договора, чтобы мы могли проанализировать, на каких условиях вы получили кредит, а также платёжные квитанции. Помощь потребителям в таких случаях оказываем бесплатно.

Смотри в оба

Валентин Чекалин, Иркутск: Мы купили дорогую мебель, но получили её на три месяца позже срока, указанного в договоре. Фирму-продавца подвёл поставщик, который уведомил мебельный магазин, что готов выплатить неустойку. Сумма, я думаю, там была немаленькая, нам же по договору за каждый день просрочки полагалось только 0,01% от предоплаты: получилось 60 рублей за три месяца. Насколько это справедливо и что можно сейчас предпринять? 

Н. А: - Фирма, с которой вы заключали договор на покупку мебели, однозначно нарушила ваши права: согласно ст.23 Закона «О защите прав потребителей» неустойка должна составлять 0,5% за каждый день просрочки от суммы предоплаты. Правда, при этом она не должна превысить эту сумму. То есть, если вы, к примеру, заплатили 20 тысяч рублей, а сумма неустойки получилась 25 тысяч, выплатить вам обязаны только 20.

По какой причине не была своевременно поставлена мебель, вас никак не должно волновать. Все свои дальнейшие взаимоотношения продолжайте выстраивать с фирмой, с которой у вас был заключён договор. По закону продавец должен выполнить ваши требования о выплате неустойки в добровольном порядке. Для этого нужно написать заявление, чётко изложив в нём свои требования, вручить его исполнителю, с которым заключался договор. Если он откажется удовлетворить заявление в добровольном порядке, можете обратиться в суд по месту вашего проживания или по месту нахождения магазина. Кстати, иски в защиту прав потребителей не облагаются пошлиной.

Фроловы, Саянск: Нам очень долго вставляли пластиковые окна - удовольствие растянулось практически на месяц вместо обещанных трёх дней. По нашим подсчётам, мы должны были получить приличную неустойку, 3% за каждый день просрочки. Но в итоге выяснилось, что причитаются проценты, так как неустойка считалась от стоимости работы, а не от стоимости заказа. Это соответствует закону? 

Н. А: - В том случае, когда в договоре выделена строчка «Стоимость работ», неустойка, действительно, будет считаться от данной суммы. И это законно. Поэтому сейчас «грамотные» предприниматели выделяют в договоре с клиентом отдельно стоимость работ. При этом заказ может стоить 200 тысяч, а работа - тысячу. Кроме того, неустойка не должна превышать общей стоимости работ. То есть, тысячу вам и выплатят, даже если затянут работы на полгода. Поэтому при заключении договора на предоставление услуг надо внимательно смотреть, что там прописано. И реально оценивать стоимость работы: не согласиться с этим вы имеете право.

Елена Смирнова, Иркутск: С 15 февраля отменена обязательная сертификация продуктов питания, и их безопасность будет подтверждаться декларацией, которую должны самостоятельно заполнять производители. Мне хотелось бы узнать, как сейчас будет защищён потребитель, например придя в магазин, какой документ я могу спросить, чтобы убедиться в качестве и безопасности продуктов?

Н. А: - Утверждать, что сертификацию полностью отменили, нельзя. Вступило в силу постановление Правительства №982, которым утверждён номенклатурный перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации и обязательному декларированию.

Продукция, выпускаемая по техническим регламентам - молочная, табачная, масло-жировая и соки, - подлежит обязательному декларированию, а продукция на которую нет техрегламентов, но она включена в данный перечень, подлежит обязательной сертификации. На товары, которые выпущены до вступления в силу 982-го постановления, например изготовленные в ноябре - начале декабря прошлого года, вы имеете право, как и раньше, требовать у продавца сертификат соответствия. Кроме того, на продукцию, выпущенную на территории России, должен быть ещё и паспорт или удостоверение качества.

Юлия Николаева и Вероника Швец, Иркутск: В магазине студенческого общежития довольно часто покупаем несвежие продукты, например пресервы, колбасы, молоко. Приносим их в комнату, открываем и тут же несём обратно в магазин. А у нас товар не принимают, мотивируя это тем, что мы вскрыли упаковку. Имеет ли в этом случае продавец право отказаться вернуть деньги или поменять товар?

- Если вы вернулись с испорченным товаром в этот же день и признаки его недоброкачественности очевидны, продавец должен безоговорочно принять. Тем более, в том случае, если на упаковке стоит просроченная дата, и при этом неважно, вскрыта упаковка или нет. Сегодня отсутствие товарного чека не является причиной для отказа вернуть деньги или поменять товар. Факт покупки может быть подтверждён свидетельскими показаниями. В противном случае вы можете написать жалобу в Роспотребнадзор.  

 

Важно:

В Управлении Роспотребнадзора по Иркутской области работает телефон горячей линии: 8-800-350-26-86, которая работает ежедневно с понедельника по пятницу с 10.00 до 16.30. 

С любого телефона звонок бесплатный.

 

Еще по теме: Как правильно написать жалобу

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах