Как рассказала директор музея истории ВСЖД Татьяна Гордиенко, он был открыт 16 августа 1998 года в честь празднования 100-летия со дня прибытия в Иркутск первого поезда. В экспозиции представлены предметы, которых больше нет ни в одном музее на всей сети РЖД. Например, самые первые рельсы, которые были уложены на Транссибе, выпущенные в 1897 году на демидовских заводах. А также инструменты, которые использовались при строительстве, - клещи для захвата шпал, приспособления для переноски рельсов.
Не меньший интерес у посетителей музея вызывают и такие раритеты, как мебель из поезда, изготовленного в XIX веке специально для Забайкальской железной дороги, а также предметы быта пассажиров, с которыми они путешествовали. Особая гордость иркутского музея - картонные шляпная коробка и чемодан, изготовленные в Эстонии и завоевавшие в 1900 году Гран-при на выставке в Париже.
- На железнодорожный вокзал люди стремились не только для того, чтобы куда-то уехать, особенно в первые времена, когда поезда только начали ходить по Транссибу, - рассказывает директор музея. - Их влекли туда дыхание романтики и путешествий. Горожане прогуливались по перрону, пили чай из самовара, который обязательно находился в здании вокзала.
Этот неразделимый с железной дорогой атрибут - огромный медный самовар - тоже есть в иркутском музее.
Кстати, Иркутск - единственный город на Транссибе, где сразу стали строить каменное здание вокзала, которое сохранилось до сих пор. Увидеть, как оно «вписалось» в современный вокзальный комплекс, можно на уникальном макете иркутского железнодорожного узла. Делали его работники пассажирского вагонного депо как учебное пособие, а в прошлом году передали в музей. Макет - действующий, как на настоящей станции здесь ходит маневровый тепловоз, горят светофоры и свет во всех зданиях. Этот экспонат вызывает неизменный восторг посетителей - от самых юных до убелённых сединами.