Конец «дымократии». Нужно ли запретить курение вейпов на улице и в кафе?

Основные потребители электронных сигарет - подростки? © / Вера Никольская / Коллаж АиФ

Государство собирается всерьёз взяться за курильщиков - по крайней мере, так кажется, если взглянуть на новую антитабачную концепцию, которую в начале года представил федеральный Минздрав. Там целый набор радикальных ограничений - вплоть до полного запрета на продажу сигарет людям, родившимся после 2014 года.

   
   

Однако чиновники, взявшиеся воевать с табаком на благо будущего, почему-то абсолютно не замечают того, что обычные сигареты давно уже перестали интересовать подростков. Тренды сменились - сегодня редко увидишь старшеклассника, смакующего папироску. «Настоящий пацан», следуя моде, выдыхает в воздух облака ароматного пара и копит на вейп - навороченную электронную сигарету, которую федеральный закон почему-то усердно обходит стороной. Корреспондент «АиФ в ВС» выяснял, поддерживают ли такие меры в Приангарье взрослые и увлекаются ли «парением» дети.

Игрушки для взрослых?

Александр, предприниматель из Иркутска, говорит, что курит и обычные сигареты, и электронные. Последние - ещё и продаёт, в прошлом году открыл магазин, который, судя по всему, без покупателей не остаётся. Только в группе вейпшопа в социальной сети больше 7 тыс. человек - довольно большая активность для небольшой торговой точки. Александр убеждает меня, что ведёт свой бизнес по всем правилам и даже не продаёт сами ингаляторы и «расходники» к ним детям. А ведь закон этого почему-то до сих пор не запрещает.

Ассортимент типичного вейп-магазина. Ассортимент типичного вейп-магазина. Фото: АиФ/ Александр Власенко

«Я понимаю, что мне как продавцу за это ничего не будет: закона-то нет. Но ни я, ни мои друзья, которые ведут такой же бизнес, принципиально детям не продаём. Это всё-таки игрушка для взрослых. Я бы не хотел, чтобы мой ребёнок однажды взялся курить и ему это всё продали», - заявляет предприниматель, хотя разговаривает со мной в целом не очень охотно.

Кстати:
Масштабы парения в Иркутской области выяснить не удалось и вряд ли удастся в ближайшее время: число продаваемых вейпов не могут уточнить ни в одном ведомстве. Электронные устройства не считает ни Роспотребнадзор, ни Иркутскстат - там готовы предоставить данные только по обычным сигаретам.

Решаю проверить слова про честный иркутский бизнес и захожу в первый попавшийся вейпшоп недалеко от дома, взяв с собой для чистоты эксперимента девушку, которая выглядит примерно на 16-17 лет. На двери магазина красуется небольшая, но заметная наклейка «18+», но внутри нас встречает скорее «18-». В маленьком помещении - дым, точнее - пар коромыслом, но сквозь него всё-таки можно разглядеть несколько человек, с упоением выпускающих изо рта пахнущие фруктами колечки. Выглядят слишком молодо, но чувствуют себя явно взросло и круто. А вот продавец в возрастные рамки укладывается - мужчине на вид хорошо за 30.

«Мне нужно брату в подарок вейп купить, - начинает диалог с ним девчонка-подросток, которую я привела с собой. - Но мне только 17 лет. Вы продадите или с мамой приходить? »

Кажется, продавец слышит про маму впервые, слегка удивляется, но, поразмыслив, отвечает:

   
   

«Вам продам, вы выглядите взросло. Я совсем маленьким не продаю - тем, кому на вид лет 11-13, их из-за прилавка-то еле видно, но они очень активно всем этим интересуются».

Однако интересы подростков, скорее всего, многим из них не по карману. Электронная сигарета стоит в 20-30 раз дороже пачки обычных. Средние цены на вейпы, в зависимости от их комплектации и фирмы производителя, варьируются от двух до четырёх тысяч рублей. Плюс к каждому устройству требуется аккумулятор и «расходники» - ароматизированные жидкости стоимостью 200-300 руб. за бутылёк объёмом 30-80 мл.

Такое количество дыма дает одна затяжка электронной сигаретой. Фото: АиФ/ Александр Власенко

«Чуть-чуть курильщик»

По словам предпринимателя Александра, большинство из товаров, которые он продаёт, отечественного производства. У нас весь этот «дым Отечества» отлично научились делать, но не контролировать.

Как рассказали корреспонденту «АиФ в ВС» в Управлении Роспотребнадзора по Иркутской области, ни жидкости, ни сам ингалятор, применяемые для вейпинга, не попадают под требования единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, регламентируемые Таможенным союзом. Также законодательно не установлен список запрещённых веществ, входящих в состав расходников для вейпов. Как правило, стандартная «начинка» электронной сигареты представляет собой смесь пропиленгликоля, глицерина и ароматизаторов, разбавленных водой. Также состав может быть сдобрен «каплей» никотина, хотя есть и безникотиновые жидкости, очень популярные среди курильщиков, которые, мечтая «слезть» с обычных сигарет, переходят на электронные, считая их менее вредным вариантом. Однако медики уверены, что организму вредит любое курение.

«Нельзя быть чуть-чуть беременным, так же невозможно стать чуть-чуть курильщиком. Желание бросить курить с помощью вейпа - это только видимость перехода к здоровому образу жизни, - поясняет психиатр-нарколог Иркутского областного психоневрологического диспансера Наталья Поленова. - Бросать курить желательно с помощью врачей, а не электронных сигарет, которые, кстати, не сертифицируются. Грубо говоря, никто не проверяет, что именно в них содержится и как эти вещества влияют на организм. От обычного табака формируется и физическая, и психическая зависимость, а от курение вейпа, в основном - психологическая: человек привыкает даже не к веществам, а к самому «ритуалу парения». Отказаться от него порой так же сложно, как от традиционного табака».

Кстати, никотин также может содержаться в смесях, применяемых для популярных нынче кальянов, которые предлагают во многих ресторанах и кафе Иркутска. Между тем, по закону, в общественных местах разрешено использовать только бестабачные смеси. Но несколько нехитрых звонков по крупным точкам иркутского общепита в качестве клиента, заботящегося о своём здоровье и желающего «испарить» безникотиновый кальян, доказали, что найти такой довольно сложно. «Извините, безникотиновых сейчас нет» - стандартный ответ большинства администраторов. Получается, запрещая «дымить» в ресторанах, но, разрешая «парить» в них кальянам, законодатель поменял шило на мыло. Правда, пока на кальяны жалуются мало. За весь 2016 год в Роспотребнадзор поступило всего 26 обращений от граждан, недовольных запахами.

Комментарий:

Алексей Пережогин,начальник Управления Роспотребнадзора по Иркутской области:

«По моему мнению, электронные сигареты оказывают на организм человека такое же негативное воздействие, что и обычные, поэтому я выступаю за то, чтобы приравнять вейпы и прочие испарители к обычному табаку и, соответственно, запретить их курение в общественных местах и продажу несовершеннолетним. Пока же требования закона «Об охране здоровья граждан от воздействия табачного дыма» на бестабачные устройства, к которым относятся и вейпы, испарители и электронные сигареты, и смеси для них, не распространяется, а других нормативных актов, запрещающих продавать это всё несовершеннолетним, нет. Так что бизнесмену, который продал такой товар подростку до 18 лет, действительно не грозит никакая административная ответственность».

Точка зрения:

Андрей Лабыгин, вице-спикер ЗС Приангарья:

«Я никогда не курил, считаю, что это очень вредная привычка. Тем более, визуально отличить, какую сигарету человек в общественном месте курит - обычную или электронную, бывает непросто. Недавно я сам стал свидетелем инцидента, когда человек при посадке в самолёт возле трапа взялся курить электронную сигарету. Сотрудники аэропорта делали ему замечания, он ссылался на то, что запрета нет, но тем не менее вызывал серьёзную нервозность у других пассажиров, которые стояли подальше и считали, что он курит обычный табак: это же опасность - дымить рядом с самолётом, с топливом. Вот пример негативной реакции на «парение» в общественном месте.

Думаю, что общий запрет, который сейчас действует относительно табакокурения, имеет хорошие перспективы и в том, что к нему причислят ещё и электронные сигареты, ничего плохого не будет. Всё, что касается запретов такого рода, скорее всего, регулирует федеральное законодательство, и это полномочия депутатов Госдумы. Но, безусловно, парламент Иркутской области может выступить с инициативой такого законопроекта».

Смотрите также: