Дело о гибели в авиакатастрофе Игоря Есиповского закрыто

   
   

Напомним, вертолет Bell 407, на котором глава региона возвращался с медвежьей охоты, задел деревья и рухнул в тайге. Дело прекращено в связи со смертью пилота, бывшего военного летчика Виктора Кунова, чья «профессиональная неподготовленность», по мнению специалистов, стала причиной катастрофы.

По материалам дела, 9 мая 2009 года около 17:30 глава региона со своим первым заместителем Михаилом Штондой и охранником Александром Шостаком на вертолете Bell -407 прилетели на базу «Мольты» учебно-опытного охотничьего хозяйства «Голустное» Иркутской государственной сельхозакадемии. Там, как указано в материалах следствия, господа Есиповский и Штонда, а также ректор академии Юрий Вашукевич и руководитель службы по охране и использованию животного мира Иркутской области Валентин Бороденко «охотились на медведей», правительство Иркутской области тогда сообщало, что целью поездки губернатора был осмотр площадки экономической зоны), пишет . Около полуночи первое лицо региона с охранником вернулись обратно на борт. Bell взял курс на гостинично-оздоровительный комплекс «Ангарские хутора», однако до резиденции так и не долетел.

Обломки вертолета и тела всех находившихся на его борту были обнаружены в тайге на следующий день.

По факту катастрофы следственные органы ч. 3 ст. 263 УК РФ «возбудили дело о нарушении правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта».

В официальном заключении комиссии отмечено: «Причиной катастрофы вертолета Bell-407 явились профессиональная неподготовленность командира воздушного судна к выполнению полетов на данном типе вертолета и его неправильное решение на выполнение несанкционированного органами Организации воздушного движения полета, ночью, в горной безориентирной лесистой местности, на высоте, значительно ниже безопасной для фактических условий полета. Также возможными способствующими факторами явились:  неиспользование задатчика опасной высоты на радиовысотомере и  потеря пилотом пространственной ориентировки по крену из-за недостаточного опыта полетов на вертолете с прямой индикацией угла крена на авиагоризонте». Одним словом – пресловутый человеческий фактор.

Также специалисты МАК выяснили, что в момент катастрофы вертолетом управлял пилот, не имеющий нужной лицензии, не прошедший медицинского освидетельствования и т.д. Кстати, все необходимые разрешительные документы на управление этим вертолетом получал другой пилот.

   
   

Всего список нарушений, допущенных при организации этого полета, занимает несколько десятков листов отчета специалистов. Например, что к месту охоты вертолет вел губернатор Игорь Есиповский, который не имел официального разрешения на это.

Следователи посчитали, что поскольку авиатор Кунов не работал в системе воздушного транспорта, то его нельзя и считать субъектом преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 263 УК РФ. Обвинение квалифицировало его действия как причинение смерти по неосторожности двум и более лицам (ч. 3 ст. 109 УК РФ) и прекратило дело «в связи с гибелью лица, подлежащего привлечению к уголовной ответственности». По словам господина Ануфриева, длительность расследования была связана с необходимостью проведения сложных экспертиз.

Сибирское следственное управление направило нынешнему губернатору Иркутской области Дмитрию Мезенцеву представление с требованием принять меры к устранению нарушений порядка организации и выполнения полетов с представителями высших лиц субъектов РФ. По мнению следователя Ануфриева, администрацией региона были нарушены нормативные акты уполномоченных ведомств, в том числе указания Восточно-Сибирского межрегионального территориального управления воздушного транспорта. В них, в частности, предусмотрен перечень авиакомпаний и типы воздушных судов для авиаперевозок глав субъектов, определен порядок подготовки экипажа и рейса, выполнения полета. В этих документах тип вертолета, потерпевшего катастрофу, не значился, сотрудником соответствующих авиакомпаний пилот Кунов не являлся.

Игорь Есиповский был назначен на пост губернатора Приангарья после отставки Александра Тишанина. Это произошло в апреле 2008 года.

Игорь Есиповский похоронен на Троекуровском кладбище в Москве.

Это не первая аналогичная авария в России. Так, в январе 2009 года на Алтае потерпел крушение вертолет Ми-171. Среди пассажиров были представители правительства республики Алтай, а также представитель президента РФ в Государственной Думе Александр Косопкин. Из 11 человек, находившихся на борту, погибло 7. Причиной катастрофы было названо столкновение винта вертолета с горным склоном. Позже стало известно, что чиновники охотились на архаров, занесенных в Красную книгу.

Ранее в вертолетных катастрофах погибли глава Красноярского края Александр Лебедь и губернатор Сахалинской области Игорь Фархутдинов. Виновниками обеих катастроф также были названы пилоты.

В свою очередь, авиационщики заявляют, что зачастую государственные чиновники вынуждают пилотов вертолетов нарушать правила полетов, что и становится причиной ряда аварий.

Смотрите также: