Почему сотрудники правоохранительных органов нарушают права людей?

   
   

Почему сотрудники системы, которые должны защищать права людей, нарушают их? На этот вопрос пытались ответить участники круглого стола, который прошёл в Иркутске на прошлой неделе.

Статистику обращений к омбудсмену привёл начальник информационно-правового отдела аппарата уполномоченного Владимир Ковалёв: около 30% жалоб касаются правоохранительных органов или судов. При этом к уполномоченному граждане обращаются уже после того, как пытались обжаловать незаконные действия и найти справедливость в других инстанциях.

Тактика на изматывание

Владимир Ковалёв рассказал историю жителя Нижнеудинска, которого в ноябре прошлого года избили на улице сотрудники милиции. Пострадавший написал заявление, однако до сих пор ситуация не расследуется, говорят в аппарате омбудсмена. Зато по заявлению сотрудников милиции было возбуждено уголовное дело в отношении самого гражданина по обвинению в оскорблении блюстителей порядка.

Правоохранительные органы подходят к рассмотрению таких ситуаций формально: уголовное дело закрыто, значит, проблема решена.

- Если в жалобе гражданина речь идёт о том, что он подвергся незаконным действиям со стороны сотрудников правоохранительных органов, начинаются пробуксовки, - отмечает Владимир Ковалёв. - Применяется тактика на изматывание: выносится постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, а если человек обжалует решение, оно отменяется, потом вновь выносится.

Представители правоохранительных органов, которые участвовали в круглом столе, внимательно выслушали все критические замечания, но в полемику вступать не стали. Заметили только, что описанные случаи являются, скорее, единичными.

   
   

- Факты имеют место, но мы стараемся выявлять такие случаи, - признал начальник штаба ГУВД по Иркутской области Борис Эшмадов.

Если жалобы подтверждаются, то провинившиеся сотрудники несут наказание, заверил он.

Не курорт

Член Общественной наблюдательной комиссии Иркутской области по контролю соблюдения прав граждан, находящихся под стражей, Игорь Ванкон рассказал о случаях жестокого обращения, избиения лиц, оказавшихся в СИЗО и ИВС. Условия содержания людей в таких местах не всегда можно назвать гуманными.

- Камеры тёмные, грязные, душные, - описал один из изоляторов временного содержания Игорь Ванкон. - Грязные подушки, одеяла, в камере шесть мест и в лучшем случае два комплекта постельного белья. Туалет не обеспечивает приватности. Вода только холодная, краны все бегут. Освещение тусклое, дневного света нет. Отсутствует прогулочный дворик, поэтому никаких прогулок тоже нет. Это можно расценивать как один из факторов давления на волю человека.

Заместитель начальника ГУ ФСИН России по Иркутской области Виктор Архипов заметил, что жуткие в колониях картины жизни, которые часто появляются в СМИ, не соответствуют реальности. По его словам, условия проживания в некоторых исправительных учреждениях области лучше, чем в некоторых городах. Кроме того, места заключения уже давно перешли на практически полное самообеспечение, в том числе одежда, еда - всё это производится внутри самих колоний. Но, безусловно, трудности в такой специфичной работе тоже возникают.

- Осуждённые - это очень непростая категория, все не могут быть хорошими и проблемы неизбежны. По всем конфликтным ситуациям назначаются проверки, которые мы не сами проводим, а передаём все материалы в Следственный комитет, он и выносит решение.

Подчёркивая прозрачность работы учреждений своего ведомства, Виктор Архипов рассказал, что исправительные учреждения области регулярно проводят «Дни открытых дверей», когда родственники осуждённых могут побывать внутри колонии, посмотреть, как они живут.

Однако, как заметили все представители ведомств, нехватка финансирования и материально-технического обеспечения по-прежнему остаётся проблемой правоохранительных органов. К примеру, не везде хватает помещений, чтобы разместить задержанных, судебные экспертизы проводятся долго, в связи с этим приходится продлевать сроки задержания.

По итогам круглого стола было решено создать в правоохранительных органах канал оперативной связи для всех обращений от уполномоченного или наблюдательных комиссий. Кроме того, по мнению общественников, должны быть определены конкретные должностные лица, обязанные реагировать на такие обращения.

Смотрите также: