Примерное время чтения: 8 минут
145

Если милиционер не знает, где поставить запятую, объясните сами

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 46. «АиФ - В Восточной Сибири» 17/11/2010

Только в областном центре в среднем в сутки регистрируется порядка 250 сообщений, заявлений и обращений граждан. Телефон дежурной части любого отдела милиции замолкает на некоторое время лишь глубокой ночью. Это говорит о том, что граждане всё чаще предпочитают защищать свои права цивилизованными методами - обращаясь за помощью к правоохранительным органам.

Вместе с тем среди населения по-прежнему остаётся немало скептиков, считающих, что сотрудники ОВД далеко не всегда с должным вниманием относятся к проблемам людей. Многие ругают милицию за отсутствие решительности и оперативности, склонность отдельных сотрудников подменять необходимую работу банальными отписками. Руководство главного управления внутренних дел области старается искоренить почву для возникновения подобных обвинений. При этом ничего сверхъестественного от сотрудников милиции не требуется - только лишь добросовестно выполнять служебные обязанности.

Легенда на проверку

О том, как борются с милицейской волокитой и халатностью на местах, рассказывает заместитель начальника ГУВД по Иркутской области полковник милиции Борис Эшмадов.

- Помимо ежедневного контроля дважды в год на территории Иркутской области проводится специальное оперативно-профилактическое мероприятие под условным наименованием «Учёт». О сроках проведения мероприятия жители области заблаговременно извещаются через СМИ. По статистике, в период его проведения активность обращения граждан в милицию с назревшими проблемами возрастает в разы.

Своевременность и качество реагирования на сообщения о преступлениях регулярно проверяются путём передачи так называемых «легендированных вводных». В дежурную часть отдела милиции обычно по телефону передаётся сообщение о якобы совершённом преступлении, а затем проверяется, как сотрудники милиции на него отреагируют. В текущем году за несвоевременное принятие мер по сообщениям о происшествиях, нарушения учётно-регистрационной дисциплины к ответственности привлечено свыше 100 сотрудников дежурных частей отделов милиции.

С начала этого года в Иркутске вышестоящими и контролирующими органами проведено свыше 1,5 тысяч проверок соблюдения учётно-регистрационной дисциплины. Нарушения выявлены в каждом третьем случае. Почти столько же фактов установлено в Братске и в Ангарске. По объективным причинам гораздо меньше нареканий вызывают сельские подразделения, но и здесь имеются недоработки. На сегодня в зоне критики ГУВД остаётся ОВД по Балаганскому и Катангскому районам.

Кара за безразличие

Как известно, МВД России сейчас находится в стадии реформирования. Разрабатываемый закон «О полиции» определяет в качестве основного назначения стража порядка защиту гражданина и общества. Именно общественное мнение будет являться одним из важнейших критериев в оценке работы любого территориального подразделения органов дел. В этой ситуации формальное отношение к проблемам граждан недопустимо.

Именно поэтому за нарушения законности при приёме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях каждый сотрудник милиции несёт персональную ответственность. Принципиальная оценка даётся также руководителям, которые допустили нарушения законности, самоустранились от этого вида служебной деятельности.

- Примеров тому, к сожалению, хватает, - рассказывает Борис Эшмадов.

- В июне этого года молодая девушка стала очевидцем кражи в общественном транспорте. Когда рука «щипача» уже была готова вытащить кошелёк у одной из пассажирок, свидетельница преступления подняла шум на весь автобус, тем самым спугнув воришку. Однако он был не один. Озлобленные карманники вышли из маршрутки вслед за девушкой. Испуганная иркутянка поспешила в отдел милиции. «Провожатые» остановились только у здания ОМ-10 УВД по Иркутску. Выслушав историю девушки, помощник оперативного дежурного пожал плечами: «Ничего страшного, они уже, наверное, ушли». За этот факт вопиющего безразличия милиционер получил предупреждение о неполном служебном соответствии, а начальнику отдела милиции объявлен выговор.

Другой случай произошёл в центре Иркутска. На вещевом рынке «Шанхай» у пенсионерки были похищены деньги, о чём она тут же сообщила патрульно-постовым милиционерам. Не оказав помощи и не зарегистрировав сообщение о преступлении, наряд ППС отправил женщину в дежурную часть. Оперативный дежурный в свою очередь отвёл заявительницу к оперативнику, который также отнёсся к чужой беде наплевательски. В итоге женщина так и не вернула похищенную наличность, преступники остались безнаказанными, а должностные лица привлечены к строгой дисциплинарной ответственности.

- В каждой такой ситуации позиция ГУВД в была и остаётся принципиальной - в милиции не должны работать люди, равнодушные к проблемам граждан, - убеждён полковник Эшмадов. - Любые попытки приукрасить статистику путём отказа в регистрации сообщений либо несвоевременное реагирование на них непременно будут заканчиваться служебными проверками и принятием самых строгих мер, невзирая на чины и звания.

Заставьте милицию работать

- Сотрудники каких подразделений чаще оказываются в чёрном списке?

Как правило, нормы уголовно-процессуального кодекса чаще нарушают те, у кого больше всего работы, - это участковые уполномоченные милиции, дознаватели и уголовный розыск. Имея на руках десятки заявлений, непросто в установленные сроки собрать необходимые материалы и принять верное правовое решение. Конечно, никакая загруженность не может оправдать нарушения прав граждан. Сотрудники штаба, разбираясь в причинах волокиты, гораздо чаще констатируют физическую невозможность исполнить всё быстро и добросовестно. Гораздо реже проверяющие сталкиваются с умышленным затягиваем проверки и ещё реже - с фальсификацией документов.

Но перед хамством и безразличием людей в погонах нельзя пасовать. Берите пример со студентки ИрГТУ, ставшей жертвой вора-карманника. В Иркутске у Татьяны украли мобильный телефон, но пропажу она обнаружила по пути домой в Ангарск. На следующий день девушка обратилась в дежурную часть Свердловского РУВД Иркутска. Во время беседы оперативный дежурный поинтересовался: «Где вы находились, когда поняли, что телефон похищен? В Ангарске? Ну, тогда и пишите заявление там…» Реакция стражей порядка города нефтехимиков удивила Татьяну не меньше - «У вас же мобильник в Иркутске украли, что вы к нам идёте?» Тогда студентка позвонила в ГУВД по Иркутской области, объяснила ситуацию, а затем вновь обратилась в Свердловский РУВД. Милиционеров как подменили - резко став вежливыми и участливыми, они очень внимательно выслушали девушку - приняли у неё заявление и, будем надеяться, - все меры для розыска похищенного.

Безусловно, граждане не должны знать все юридические тонкости, регламентирующие порядок регистрации сообщений в милиции, но уяснить некоторые тезисы будет нелишним. Согласно приказу МВД России от 4 мая 2010 года № 333, поступающие сообщения о происшествиях, вне зависимости от места и времени совершения происшествий, а также полноты содержащихся в них сведений и формы представления, круглосуточно принимаются в любом органе внутренних дел. Человеку, подавшему в милицию заявление о происшествии, в течении 24 часов с момента принятия решения направляется письмо, уведомляющее о принятом решении (возбуждении уголовного дела или отказе в возбуждении, направлении в суд и др.). К нему прилагается копия указанного постановления. При этом, как и раньше, сотрудник милиции обязан указать регистрационный номер заявления, полное наименование и адрес органа, куда направлен материал проверки, или все данные о решении (номер дела, дата принятия решения, статья уголовного кодекса РФ). Заявителя также следует проинформировать о праве и порядке обжалования решения.

Куда жаловаться?

Если же вам отказано в приёме заявления по любым основаниям, можете сообщить об этом, обратившись в дежурную часть ГУВД по Иркутской области по телефону: 21-65-11, или же воспользовавшись телефоном доверия, который установлен в каждом отделе милиции области.

- В этом году количество жалоб и обращений граждан по фактам неправомерных действий сотрудников милиции при приёме, регистрации и разрешении сообщений о происшествиях, а также замечаний прокуроров сократилось, - констатирует Борис Эшмадов. - Всё это говорит о том, что органы милиции планомерно избавляются от нарушителей закона, а на их место становятся более грамотные и отзывчивые люди.

Языком цифр:

За 9 месяцев 2010 года в отношении сотрудников милиции за укрытие преступлений от учёта возбуждено 3 уголовных дела, к дисциплинарной ответственности за нарушения учётно-регистрационной дисциплины привлечено 492 милиционера, в том числе 49 руководителей.

Кстати:

Теперь каждый гражданин России может направить в милицию интернет-сообщение о происшествии. В прошлом году на официальный сайт ГУВД по Иркутской области - www.guvd38.ru - обратилось почти 700 человек, в 2010 году количество электронных сообщений обещает перевалить за тысячу. Благодаря возможностям Всемирной паутины ответы на интересующие вопросы могут получить не только иркутяне, но и жители других регионов России. В этом году на сайт ГУВД обратилось 12 жителей Москвы, 6 - Новосибирска, 4 - Красноярска, 3 - Бурятии и столько же Забайкальского края.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ-5 читаемых

Самое интересное в регионах