10 воздушных судов получили шанс стать крылатой историей Иркутска и России

   
   

На этот раз, сопроводив слова конкретикой: уже известны будущие экспонаты и примерная дата отправки боевых машин на новую площадку.

«АиФ в ВС» продолжает следить за печальной судьбой крылатых учебных пособий расформированного Иркутского высшего военного авиационного инженерного училища.

Перевезти - полбеды

Сегодня на учебном аэро­дроме расформированного ИВВАИУ го­­товится к переезду половина стальных птиц: Су-17, Л-9, МиГ-29, Су-27, Ми-24, Ан-24, Ту-22М3… Их последним, мирным, пристанищем станет площадка иркутского аэропорта. Транспортировку самолётов планировали с января, тогда по замёрзшему грунту пере­катить беспо­мощных ги­ган­тов было проще. Теперь почва оттаяла больше чем на полметра и дорожное полотно рискует просесть под многотонными Ил-76 и Ту-22.

«Сейчас техника в рамках договора между Министерством обороны и региональным правительством передана области на ответственное хранение», - пояснил нам Анатолий Припузов, директор по корпоративным вопросам ФГУП «Аэропорт-Иркутск». По словам специалиста, уже готовится перевозка самолётов на специальную площадку в аэропорту.

По словам Анатолия Припузова, сейчас важно максимально оперативно перевезти технику с учебного аэродрома, где утилизаторы «настойчиво требуют освободить площадку». Учебный аэродром от территории будущего музея отделяет несколько сот метров. Потребуется специальная подготовка дорожного полотна, буксировать самолёты будут ночью, чтобы не мешать движению. Местами на пути воздушных кораблей придётся убирать провода.

Однако транспортировка, как считает специалист, самое простое в создании будущего музея. До сих пор открыт вопрос о собственнике техники, не ясно, кто именно будет реставрировать и содержать самолёты. Предположительно, это может делаться одновременно из бюджета города, области и иркутского аэропорта. Ждут помощи от авиазавода, ДОСААФ, меценатов. По примерным подсчётам, на реставрацию десяти самолётов потребуется более 10 миллионов рублей.

   
   

Спасли или отсрочили гибель?

А сколько потребуется на реставрацию одного МиГ-15 УТИ, выкупивший его Андрей Ставинов пока не загадывает. Сегодня Андрей в числе тех, кто с минувшей пятницы ведёт приёмку самолётов на учебном аэродроме ИВВАИУ: составляет опись деталей. Директор частного авиационно-технического клуба «Беркут» на свои средства правдами и неправдами перекупил у утилизаторов один из самых массовых советских истребителей. Многострадальный МиГ-15 попал в Иркутск из Братска, несколько лет простоял на постаменте, после попал в парк ИВВАИУ. Уникальная для области техника не вошла в число потенциальных экспонатов. Если силами реставраторов удастся восстановить машину, она станет старейшей в будущем музее. По разным данным, самолёт выпустили в промежутке между 1952 и 1959 годами.

20 апреля миниатюрную «птичку» (не больше трёх тонн) по частям перевезли на аэродром ДОСААФ в Оёке. Пока у инженеров нет чертежей и схем, чтобы начать восстановление выпотрошенного самолёта. Весь чемодан документов (примерно столько специальной литературы потребуется проштудировать реставраторам) есть только на улан-удэнском авиазаводе, где в 50-х выпускались пятнадцатые МиГи. «Возможно, коллеги из столицы Бурятии посочувствуют и поделятся материалами бесплатно, но могут выставить и полный счёт», - рассказывает Андрей. Он считает, что у музея лётной техники должен быть частный собственник: «Нужен хозяин, заинтересованный в том, чтобы сохранить технику. В сегодняшней ситуации, скажем со сменой власти, наша военная история может снова пойти под нож. По большому счёту, пока не совсем ясно, спасли самолёты или только отсрочили их утилизацию».

Две модификации самолёта Ту-22 сегодня также могут пополнить число экспонатов. В последний момент удалось отстоять один из первых бомбардировщиков, каких было спущено с конвейера всего около 15. Попасть в будущую экспозицию может и пассажирский Ту-124 из парка во втором Иркутске: над самолётом с постамента ИАПО нависла угроза утилизации.

На территории будущего музея площадью 3 гектара сегодня достаточно места для возможных экспонатов. Если музей будет создан, в скором времени его смогут пополнить и четыре самолёта авиационно-технического колледжа. С переходом на «Боинги» учебные Як-40, Ан-2, Ми-24, Ту-154 для подготовки специалистов станут не нужны.

P.S. Сейчас стальные птицы ещё стоят на бывшем аэродроме училища. Пока - все вместе, чудом уцелевшие и зверски распиленные, бок о бок. А в паре метров от рассечённых фюзеляжей и срезанных крыльев на аэродромном здании жгуче алеет надпись: «Победа в воздухе куётся на земле!».

А может, уже одумались?

Комментарий:

Павел Авенариус, член союза художников России, выпускник ИВВАИУ, подполковник в отставке:

- С расформированием ИВВАИУ на территории от Урала до Дальнего Востока не осталось авиационных инженерных учебных заведений. Как показывают локальные военные конфликты в Чечне, Афганистане, боевая авиационная техника нужна стране. В то же время по всей России взят курс на то, чтобы сворачивать боевую мощь. Если так будет продолжаться, мы можем подойти к тому, что будем кормить чужую армию.

Музей авиации нужен хотя бы для того, чтобы воспитать будущих защитников. Это память, разрушать которую нельзя. Где ещё можно будет хотя бы посмотреть на такие боевые машины? А для мальчишки трепетно оказаться в кабине, подержаться за штурвал настоящего бомбардировщика.

Кстати:

В честь 65-летия Победы в небе над Кремлём пролетели 25 видов военных и гражданских воздушных судов. Шесть типов самолётов можно будет увидеть в Иркутском музее боевой славы. Это военно-транспорт­ный Ил-76 (один из таких «в разрезе» сегодня видят проезжающие мимо аэропорта туристы), дальний сверхзвуковой бомбардировщик Ту-22, сверхзвуковой истребитель четвёртого поколения МиГ-29, дальний сверхзвуковой бомбардировщик Су-24, многоцелевой истребитель СУ-27 и многоцелевой вертолёт Ми-8.

А новейший учебно-боевой Як-130 Иркутского авиазавода, который иркутяне увидели в августе 2009 года, две недели назад впервые принял участие в параде Победы.

В парке будущего музея по последним данным числятся Су-24, Су-17, Ил-76МД, Ту-22 М3, МиГ-29, МиГ-27, Ан-24, вертолёты Ми-8, Ми-24, част­ные самолёты МиГ-15 и Ту-124. Вопрос с самолётами Ту-22Р, Ту-22М0, Ил-76, сейчас решается.

Будущим воинам недостаточно физической подготовки - нужны мораль, любовь к стране, воинская честь.

В то время, когда в стране отменяется военная подготовка суворовцев, сворачивается академия имени Жуковского, расформировываются войска противовоздушной обороны, становится страшно. Эту технику нужно уберечь хотя бы в память об училище.

Смотрите также: