aif.ru counter
1118

На иркутском аэродроме стоит единственный в мире экземпляр самолёта Г-25

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 22. «АиФ в Восточной Сибири» 29/05/2013
Фото: АИФ

Иркутск, 28 мая – АиФ-ВС. Сегодня он стоит в тридцати километрах от Иркутска, чуть покачивая на ветру лёгкими красными крыльями. Двухместный деревянный биплан, больше похожий на игрушку. В 1938 году советский авиаконструктор Владислав Грибовский разработал этот учебно-тренировочный самолёт как альтернативу массовому У-2 (он же По-2, самолёт Поликарпова, сегодня известный нам по фильму «В бой идут одни старики» и сотням фронтовых фотографий). Чтобы сократить затраты и сделать авиацию более доступной для сотен юношей, Грибовский заменил авиационный мотор… автомобильным.

Фото Инны ПАЛЬШИНОЙ

– Поэтому-то самолёт и получил название «автобиплан Грибовского». Правда, автомобильный мотор оказался несколько тяжелее, чем авиационный. Но стране были нужны дешёвые самолёты, а по сравнению с У-2 затраты удалось сократить вдвое, – объясняет авиационный техник Тимур Рогаль. – У самолёта, попавшего к нам на аэродром, двигатель уже другой, поскольку эта крылатая машина построена на полвека позже.

Вот так выглядел «родственник» нашего Г-25, самолет Грибовского-8. Фото: wikimedia.org

В руки Тимура уникальная техника попала два года назад. В разобранном виде: так её было легче транспортировать на аэродром ДОСААФ. Вместе с другом и коллегой Олегом Субановым и владельцем самолёта Антоном Шершнёвым они буквально подарили раритету вторую жизнь – соединили детали, отладили и скорректировали все системы… Теперь деревянная «птица», похожая на аэроплан, почти готова увидеть небо.

Фото Инны ПАЛЬШИНОЙ

 

Последний из могикан

Вообразите, что вы чудом встретили последнего представителя редкой народности, которую все давно считали вымершей. И вот он стоит перед вами, так непохожий на окружающих, что даже не верится в его реальность. Возможно, что-то похожее испытывал иркутский пилот-любитель Антон Шершнёв, когда в 2010 году впервые увидел этот ретросамолёт в глухой якутской деревушке.

– Мы работали недалеко от посёлка Сангар в 200 километрах на север от Якутска (Антон – главный инженер строительной организации. – Ред.). Кругом – глухомань, добраться в те края можно только по воздуху или вплавь по Лене. И тут приходит ко мне местный житель и говорит: «У меня в гараже стоит самолёт, обменяешь его на вездеход?» Спрашиваю: мол, не жалко расстаться-то будет? А тот отвечает: «Я им уже перегорел, десять лет пылится в гараже без надобности».

Так у иркутского любителя авиации появилась уникальная машина. А вместе с ней – чертежи и записи её якутского создателя по имени Борис Унт. Первая запись сделана ещё в семидесятых.

Ни один оригинал самолёта Г-25 не дошёл до наших дней. Собранная энтузиастами машина, по разным данным, существовала не то в одном, не то в двух экземплярах. Планировалось выпустить первую партию из пяти машин, сначала опытный образец пострадал во время испытательного перелёта, после закрыли московский планерный завод, началась война… О самолёте Грибовского больше никто не вспомнил.

Фото Инны ПАЛЬШИНОЙ

Второе рождение

Забытую модель Борис Николаевич воскрешал по немногим дошедшим чертежам. Самый подробный – в журнале «Моделист-конструктор» за 1981 год. На авиационных форумах современные любители авиации жалуются: мол, чертежи неточные, по ним сложно построить даже уменьшенную модель в масштабе один к шести. За двадцать лет в якутской глуши любитель авиации построил точную копию забытого воздушного судна. Такие машины в авиационном мире называют репликами.

Фото Инны ПАЛЬШИНОЙ

– Мои родители всю жизнь проработали на местном аэродроме, теперь я сам работаю здесь диспетчером. Авиация всегда меня завораживала, – рассказывает Борис Унт, 48-летний Кулибин из посёлка Сангар. Его телефон буквально чудом удалось найти на форуме изобретателей и любителей техники. Оказалось, что в свободное время он мастерит вездеходы собственной конструкции. Их создано более десяти, а вот самолёт оказался единственным.

Борис Николаевич рассказывает, что выбрал именно эту модель исключительно из практических соображений: и автомобильный двигатель найти проще, чем самолётный, и деревянный корпус в изготовлении проще металлического. Уникальный биплан создавался почти 20 лет, а в воздух поднимался лишь однажды.

– Чувствуется, что мощности машине хватает, но за штурвалом должен сидеть лётчик-испытатель. Я решил не испытывать судьбу, – ни свою, ни самолёта, – рассказывает Борис Унт.

Фото Инны ПАЛЬШИНОЙ

Хоть в кино снимай

Широкая публика видела ретросамолёт лишь однажды – на выставке к 85-летию якутской авиации в 2005 году. Тогда, вспоминает якутский энтузиаст, никто не оценил по достоинству уникальную крылатую машину. Нынешний владелец техники Антон Шершнёв планирует серьёзно заняться самолётом этим летом. Как говорит пилот, ещё нужно чётко отладить все механизмы – довести машину до ума. На это потребуется около месяца.

Фото Инны ПАЛЬШИНОЙ

Сам Антон поднимать деревянный биплан в воздух не планирует. Говорит, что и среди иркутских лётчиков-спортсменов вряд ли найдутся смельчаки, готовые облетать такую технику.

– Чтобы убедиться в безопасности самолёта, понять все его характеристики, нужно, например, сорвать машину в штопор и вывести из него, а этим действительно должен заниматься испытатель, – уверен Антон. Он надеется, что его уникальная находка сможет заинтересовать кого-то из ценителей старины.

– Такому самолёту – прямая дорога в какие-нибудь исторические фильмы. А то порой, глядишь, у нас в лентах о войне показывают «кукурузники» Ан-2, которых тогда и в помине не было, – улыбается пилот. Пока довоенный «самолёт-призрак» сибиряки могут увидеть на аэродроме ДОСААФ, что в 20 километрах от Иркутска. А в будущем, возможно, ярко-красный Г-25 помашет вам крыльями уже с экрана. Кивните ему в ответ.

Смотрите также:

Оставить комментарий (7)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах