55 лет назад, 15 сентября в мире авиации началась новая эпоха. Один из первых на планете пассажирских реактивных самолётов - советский Ту-104 - взмыл в московское небо с сотней людей на борту. Преодолев полстраны с немыслимой тогда скоростью (каких-то шесть часов вместо тринадцати!), крылатая машина приземлилась… в Иркутске.
Спустя полвека с лишним после исторического полёта встретились те, кто ставил родину на реактивные крылья - иркутские пилоты, штурманы, радисты, инженеры, диспетчеры и бортпроводники. Ветераны легендарного 201 отряда гражданской авиации, в своё время одного из лучших в Союзе. Те, кто ещё не забыл, что пилот реактивного самолёта был когда-то сродни космонавту, а мальчишки поголовно грезили воздушным океаном. Те, кто, дай бог, ещё помнит науку побеждать и знает, как научить этому нас. …А ещё, когда они собираются вместе, становится как-то сразу заметно, насколько удивительные у этих людей лица и как сочетаются на них сила и человечность.
О профессии лётчика вчера и сегодня с нами говорил один из первых командиров Ту-104 Иван Атрощенко.
- В детстве во время войны я был в оккупации и помню, как в сорок третьем году из нашей деревушки погнали немцев. Рядом был луг, и на него вскоре стали садиться наши лёгкие самолётики. Мне тогда было 11 лет, и мы, мальчишки со всей деревни, постоянно крутились рядом, помогали лётчикам. Как-то мне посчастливилось, когда облётывали самолёт, попасть в кабину. И я летал! Так загорелся этим, что только и мечтал о небе, - рассказывает Иван Макарович. Ему, высокому восьмидесятилетнему мужчине в пиджаке с медалями тесновато на пластиковом стуле. У него пышные, только тронутые сединой усы и смеющиеся голубые глаза. Вокруг постоянно кипит беседа, и видно, как уважают его бывшие коллеги.
Росли вместе с авиацией
Заслуженный пилот СССР вспоминает, как впервые сел за штурвал Ту-104 в 1960 году, ещё до полёта Гагарина. Тогда лётчиков для освоения новой машины отбирали в буквальном смысле как героев:
- Когда начался набор пилотов для Ту-104, к нашему командиру обратились с запросом: кого из ваших лётчиков вы приставили бы к госнаградам? Он отправил список с нашими фамилиями. А вместо ордена нас посадили за штурвал нового самолёта… Знаете, в ту эпоху, когда совершенствовалась авиация, мы старались совершенствоваться вместе с ней. Многие, у кого не было высшего образования, пошли тогда в высшие учебные заведения, чтобы думать обширно и быть достойными управлять такими машинами.
За свой лётный век Иван Атрощенко провёл больше пятнадцати тысяч часов в небе - два года в воздушном океане. Ему были доверены сотни тысяч жизней. За эти два года с ним не случилось ни одной аварии.
- Я, наверное, счастливый, что всю жизнь отработал без происшествий. Помню, осенью, в октябре 1987-го, мы летели из Минеральных Вод в Симферополь. Аэропорт, откуда мы вышли, закрылся туманом, и тот, куда следовали, тоже оказался из-за тумана закрыт. И вот тогда, знаете, я впервые в жизни помолился: матерь божья, помоги мне, пожалуйста. И вдруг нам приходит сообщение: в Анапе временно открылась видимость. И мы идём в Анапу. Видно было только с высоты 2000 метров, слепили береговые прожекторы, но мы всё равно зашли и благополучно сели.
«Ребята, за вами - жизни»
Пассажирские самолёты командир не поднимал в воздух с 1988 года, но до 2008 года с десятками пилотов из Иркутска, Якутска, Хабаровска, Владивостока он уходил в нарисованное небо - занимался на тренажёрах. Говорит, что всегда повторяет пилотам: ребята, не забывайте, что за вашей спиной сотни жизней. Согласен ли командир, что сегодняшние лётчики расслабились с появлением автоматики?
- Да, но главное не в этом. Мы потеряли систему, по которой готовили пилотов. Сегодня стали делать то, чего категорически нельзя, - стали экономить налёт. Уже когда я работал на тренажёрах, я встречал совсем молодых лётчиков с небольшим опытом, которые приходили учиться летать на Ту-154. Они терялись и не могли работать в трудных ситуациях. И в наше время бывали аварии - где их нет? Но тогда всё-таки строже отбирали пилотов, помнили: за их плечами жизни. Авиации подписали приговор, когда раздробили её на частные авиакомпании, у которых главная цель - заработать.
Не командуйте пилотом!
Иван Атрощенко: - Знаете, сейчас всякое о лётчиках говорят. Помню, в 1976 году была катастрофа Ту-104, о ней много не говорили. Выжила тогда только одна бортпроводница Галина Алексеевна, которая живёт по соседству со мной. Нам официально сообщили, что всему виной ошибка экипажа. На самом деле на этом самолёте проводили тяжёлые испытания, тренировали космонавтов. И на взлёте разрушилась правая плоскость. Об этом умолчали и обвинили лётчиков. А сегодня - если профессия лётчика вовсе перестает быть авторитетной, если пилотом могут командовать «сверху» - как не взяться аварийности?
«АиФ в ВС»: - А почему мальчишки сегодня меньше мечтают о небе?
И.Е.: - Во-первых, потому что всё меньше и меньше отечественных самолётов - ведь берут «поношенные» заграничные аэробусы и «боинги». Во-вторых, авиакомпании стараются брать опытных лётчиков, которых в стране всё меньше. Посмотрите, сколько лётных и инженерных училищ закрыто…
«АиФ в ВС»: - Что сегодня нужно, чтобы стать хорошим пилотом?
И.Е.: - Физическая подготовка, спортивная в том числе. У меня она была хорошая ещё до лётного училища - всё потому, что на лыжах зимой три года ходил за 7 километров в школу. Второе - желание и память. Самое страшное для лётчика - что-то забыть, чего-то не сделать, а такие ситуации особенно часто приводят в сложных условиях полёта к самым тяжёлым последствиям. Думаю, если наладится прежняя подготовка, всё возродится в нашей России.
…Мне кажется, оно где-то близко - второе рождение авиации. С внуком, который работает на авиазаводе, тоже Иваном, мы обсуждали новый пассажирский самолёт вроде нашего Ту-104 под двести пассажиров (МС-21- магистральный самолёт XXI века. - Ред.). Но он выйдет только в 2014 году. А ведь все военные самолёты готовятся для зарубежных стран - их продают в Индию, в Ирак и очень мало оставляют для своей авиации. И тому, что на неё в стране нет денег, я не поверю.
…Приходилось встречать пожилых людей, которые не верят в свою страну. Приходилось видеть молодых, которые в неё уже не верят, кто-то даже считает это модным. Иван Макарович верит вопреки всему - верит, как в реальность своего штурвала или взлётной полосы. Как в небо над головой.
Досье:
Иван Атрощенко родился 7 сентября 1932 года в белорусской деревне Хорошевка. Окончил Балашовское военное авиационное училище по специальности «лётчик-бомбардировщик дальней авиации». В 1959-м был мобилизован по знаменитому хрущёвскому приказу «миллион двести». Полвека отдал гражданской авиации, одним из первых в городе и стране освоил самолёты Ту-104 и Ту-154. Отметил 56-летие совместной жизни с женой. Воспитывает трёх правнуков.