Регионы, в которых, на взгляд экспертов, у оппозиции - в первую очередь у КПРФ - есть хорошие перспективы победить на предстоящих думских выборах, объединили под условным названием «Новый красный пояс России». Но такой ли уж он красный и насколько высоки риски самой многочисленной партии быть разгромленной в Приангарье в сентябре, «АиФ-Иркутск» спросил у представителей иркутского политического сообщества.
Регион низкого давления?
Авторы аналитического доклада, представленного Институтом развития избирательной системы, дали Иркутской области десять баллов из десяти в шкале, по которой они оценивали вероятность повторения протестного голосования на ближайших выборах. Такой оценки больше не дали никому. На позицию Приангарья в этом рейтинге в первую очередь повлияла политическая ситуация, которая складывалась в последнее время, а также, как её следствие, исход губернаторских выборов. Но в качестве приятного бонуса авторы исследования дали нам знать, что в Иркутской области меньше, чем где-либо ещё, используется административный ресурс.
Кому идеология, кому - дело
Мнения о том, что протестное голосование повторится на выборах в Госдуму и «Единая Россия» сдаст позиции, тоже расходятся. Основные силы, противоборствующие в регионе, в своей победе, разумеется, не сомневаются. В то же время коммунисты, как утверждает Евгений Рульков, признают, что единороссы остаются для них главными соперниками. «Но мы также понимаем, что в состоянии одержать победу над ними, - утверждает однако коммунист.
- Протестное голосование будем поддерживать своими идеологическими методами, информационной работой».
Главный принцип «Единой России» - открытость и стремление к конкуренции, заявляет Сергей Брилка. Обеспечивать эти два условия в рамках думской кампании партия будет предварительным голосованием по самой открытой, как утверждают партийцы, модели - каждый гражданин сможет прийти на специальный пункт голосования и сделать выбор в пользу того, кого хотел бы видеть кандидатам в Госдуму. «Причём мы не делаем ограничений по членству в партии, стать нашим кандидатом может и беспартийный. Многие критики называют эти решения неоправданным риском, но мы как никогда уверены в их правильности», - заявляет региональный лидер ЕР.
Против чего голосуем?
Протестное голосование на выборах в Госдуму в Иркутской области возможно, но это будет не протест против той или иной партии и не сознательная поддержка красных, убеждён Владимир Буханцов. Он считает, что включать наш регион в некий красный пояс страны - это нелепо, потому что новая команда власти не состоит исключительно из коммунистов и их сторонников. Их в этой команде даже не большинство. По его мнению, как и в предыдущие несколько кампаний, это будет протест против того, что мы упускаем возможности развиваться. «Иркутск привык смотреть на себя как на некую культурную столицу, - говорит политолог. - Но мы постоянно теряем возможности подпитывать эту культурную среду. Когда-то отказались от академии наук, потом не захотели подумать о консерватории, а у наших соседей между тем появились федеральные университеты, они готовятся создавать опорные вузы. У нас этого нет, поэтому ощущение того, что мы что-то теряем, постоянно в нас присутствует и выливается в протест. А когда власть ничего не делает, она тем самым протестный электорат подпитывает».
Мнение:
Олег Каньков, член «Единой России», участник внутрипартийного голосования по выбору кандидатов в Госдуму:
Не хочу никого обижать, но считаю ЕР единственной партией, которая реально работает, причём делает это за всех, берёт на себя ответственность, в том числе за то, что не получается. А допускать ошибки свойственно всем. Приведу в пример бывшего главу Приангарья Дмитрия Мезенцева, который, считаю, был гениальным губернатором - по интеллекту, потенциалу, федеральным возможностям. Он допустил одну единственную ошибку, решив сделать мэра Братска мэром Иркутска. Он не сумел разобраться во внутреннем менталитете области, и эту ошибку ему не простили. Но в целом для региона он сделал полезные вещи. Возьмите 130-й квартал в Иркутске - вспомните, какая там была грязь и разруха. А сейчас это благоустроенная территория, ставшая местом притяжения жителей Иркутска и его гостей. Сделали набережную, поставили памятники, после Мезенцева остался хороший бюджет.
Каждая партия рано или поздно допускает ошибки, и я предполагаю, что в Иркутской области будет определённое протестное голосование, но оно, считаю, не даст каких-то неожиданных результатов и расклад на приближающихся выборах в Госдуму будет примерно такой же, как в 2011 году. Какую-то часть электората заберёт КПРФ, какую-то - ЛДПР, будут голоса и за эсеров, но резких колебаний в результатах, на мой взгляд, не случится. Тем не менее каждой партии необходимо убеждать избирателей голосовать за неё, и убеждать делами.
В том, что нас записали в красный пояс, ничего хорошего, конечно, нет, но это сигнал для нас. В Приангарье на протяжении многих лет ни один губернатор не может доработать до конца срока своих полномочий, а мы всё дерёмся за власть, вместо того чтобы наладить конструктивную работу. Своей внутрирегиональной борьбой только усложняем отношения с федеральным центром, теряем с ним контакт, пока другие регионы его, наоборот, устанавливают и пользуются всеми преференциями».
Смотрите также:
- Коммунисты завоевали северную столицу Приангарья - «Партию власти» ждёт перезагрузка? →
- Наблюдатели сомневаются в дееспособности новоиспечённых партий в Приангарье →
- Не триумф, но убедительная победа →