Трудные годы. Чем запомнилось губернаторство Сергея Левченко?

Несмотря на экономические победы, бесконечные скандалы, связанные с его именем, снизили рейтинг Сергея Левченко. © / Правительство Иркутской области

В четверг, 12 декабря, Иркутскую область захлестнула неожиданная новость – губернаторское кресло покинул Сергей Левченко. Он сам написал заявление, не объясняя причин своего ухода. Президент принял его отставку и назначил временно исполняющим обязанности губернатора замминистра МЧС России Игоря Кобзева.

   
   

Чем запомнился «красный» губернатор жителям Приангарья, выяснял корреспондент «АиФ-Иркутск».

Неожиданная победа и экономический рост

Кандидат от партии КПРФ, депутат Государственной Думы РФ Сергей Левченко вступил в гонку за губернаторское кресло в 2015 году. Его основным конкурентом был тогдашний врио губернатора Иркутской области Сергей Ерощенко, поддержанный партией «Единая Россия». Выборы проходили в два тура, поскольку в первом ни один из четырех кандидатов не набрал положенных 50% голосов. Несмотря на то, что в первом туре лидировал Сергей Ерощенко, второй тур все перевернул «с ног на голову»: победу одержал коммунист Левченко, набрав 56,39% голосов.

Сразу же после этого будущий губернатор сложил с себя полномочия депутата Государственной Думы РФ и приступил к исполнению обязанностей главы Иркутской области. На первой встрече с президентом губернатор обозначил первоочередные задачи по развитию региона: он хотел сосредоточить внимание на эффективной лесопереработке и сохранении лесов, а также на газификации и развитии аэропортового комплекса.

Однако начал он с наполнения бюджета: за четыре года его губернаторства бюджет Иркутской области значительно подрос – если в 2015 году доходы области составляли 104,4 млрд рублей, в 2018 году – 149,6 млрд рублей, то в 2019 году они запланированы в размере 196,4 млрд рублей. Достичь таких показателей удалось, в том числе за счет наведения порядка в лесной отрасли: как сообщает пресс-служба министерства лесного комплекса Иркутской области, только за девять месяцев 2019 года предприятия лесного комплекса направили в бюджет 6,4 млрд рублей налогов. Кроме того, в регионе был успешно реализован проект по чипированию всей вывозимой древесины.

Кроме того, губернатор «дал бой» нелегальным лесозаготовителям и незаконным пилорамам. Так, в сентябре нынешнего года Сергей Левченко сообщил, что за восемь месяцев в Иркутской области зафиксировали 1 763 незаконные рубки древесины в объеме около 400 тыс. куб. метров, что на 9,4% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Напомним, в 2018 году регион установил абсолютный рекорд по снижению незаконных рубок в стране, снизив их на 48%.

Боярышник, незаконная охота и паводки

Однако не все при губернаторстве Сергея Левченко было так гладко: в конце 2016 года в Иркутске произошло массовое отравление людей спиртосодержащей жидкостью «Боярышник». Тогда в больницы поступило 123 человека, из которых 76 погибли. Расследованием дела занимался главный аппарат Следственного комитета России. Выяснилось, что люди принимали концентрат для ванн, в составе которого эксперты обнаружили опасный метиловый спирт. На этикетке жидкости, которую обычно покупали в магазинах бытовой химии, было написано, что принимать ее внутрь нельзя, однако люди игнорировали это предупреждение из-за дешевизны спиртосодержащей продукции – 30-40 рублей за бутылочку объемом 0,25 мл.

   
   

Сложным оказался и 2018 год: тогда Сергея Левченко обвинили в незаконной охоте. Якобы он убил медведя и других диких животных без соответствующей лицензии. ГУ МВД России и СУ СКР по Иркутской области по факту этого сообщения проводили проверку. Однако следователи не стали возбуждать уголовного дела, поскольку не нашли состава преступления.  

Летом 2019 года Сергею Левченко пришлось столкнуться с последствиями мощного паводка, который снес не только более 11 тыс. жилых домов и 17,4 тысяч других помещений, но и его рейтинг. На губернатора с самых первых дней посыпалась критика – его обвиняли в неэффективности, формальном подходе к работе с пострадавшими и медлительности его правительства. Сергей Левченко «держал удар»: в июле и августе он практический каждое воскресенье встречался с журналистами, чтобы лично рассказать о том, что делается для пострадавших. Были организованы пункты временного размещения, выданы все положенные выплаты, в срочном порядке принимались законы, которые должны были облегчить участь более 45 тысяч пострадавших.

Однако вскоре на одном из федеральных телеканалов вышел сюжет, в котором несколько жителей затопленных районов жаловались на работу властей – якобы зимовать им придется в мокрых домах, ведь никакой помощи они не получили. Следом за этим одна из общественных организаций обнародовала результаты мониторинга (они опросили 300 жителей), результаты которого показали, что 70% опрошенных не знают, где получить помощь и как восстановить документы.

Тогда же разразился скандал с увеличением зарплаты чиновников, после которого сообщения о возможной отставке Левченко стали появляться все чаще. В итоге он, действительно, ушел. Официального сообщения Сергей Левченко не давал, поэтому эксперты и политологи делают свои выводы, большинство из которых сводятся к тому, что он не справился с последствиями паводков и критикой. К слову, незадолго до его ухода 698 человек, из которых 60 – главы муниципальных образований, а 638 – депутаты разных уровней, написали коллективное письмо, адресованное президенту Владимиру Путину, председателю правительства РФ Дмитрию Медведеву, председателю Совета Федерации Федерального собрания России Валентине Матвиенко и председателю Государственной Думы РФ Вячеславу Володину. Депутаты заявили, что устали от безосновательных нападок на губернатора Иркутской области.

Кстати

В Иркутской области к работе приступил врио губернатора Иркутской области Игорь Кобзеев. Он отметил, что повышение уровня жизни населения региона должно стать главным приоритетом в его работе. «Чёткое взаимодействие, постоянная работа с населением в открытом режиме, мониторинг проблемных ситуаций, своевременные инициативы и предложения – я буду требовать это в полном объёме (от своей команды. – Прим. Ред.) и контролировать эту работу в повседневном режиме», – сказал Игорь Кобзев.