Либерализм с сибирской романтикой: почему либеральные ценности можно считать частью сибирского характера?

Фото Дарьи ТИРСКИХ

   
   

Иркутск, 26 марта – АиФ-ВС. Что такое «истинный либерал» и чем он отличается от «неистинного»? Кто все эти люди, которые хотят многое изменить в стране, чтобы сделать нас свободными? Нужно ли за свободу бороться или свободным можно просто быть, уважая чужое, не всегда приятное, мнение? И можно ли быть по-настоящему свободным в государстве, построенном для нас нашими предками, учитывая российский менталитет, действующие законы, нравы и обычаи? Ответы на многие вопросы может дать сама история нашей родины.

В Москве и Санкт-Петербурге за либеральные ценности принято бороться. У нас же либерализм уже является неотъемлемой частью сибирского характера. История Сибири очень похожа на другую романтическую историю – освоения Америки. В обоих случаях сюжет начинался с того, что на землю обетованную ступила нога человека. И через некоторое время в неизведанных прежде просторах – Сибири - появляются новые поселения – гордость державы, основа экономического благополучия и ворота в Азию.

В каждой истории важное значение имеют детали, а в нашем случае они особенно красноречивы. В Иркутской области не истребляли индейцев и бизонов, остров Юность не выкупали у аборигенов за стеклянные бусы. В этом суровом крае людям для выживания нужно было держаться друг друга, понимая и принимая права и свободы ближнего. И уехать сюда в поисках судьбы способны были только самые большие романтики. У Сибири своя, очень романтическая история взаимоотношений с либерализмом.

Либерализм на окраинах империи

На окраины империи ехали особенные люди, внутри которых была частица огромного целого, которое называется Родиной. Первый иркутский острог размерами 20Х20 метров срубили люди, пришедшие за Яковом Похабовым: двадцать казаков под руководством казачьего десятника Василия Ездакова. Рядом со служивыми стали селиться люди, которые привыкли добывать пропитание своими руками: земли в этих местах были плодородными, реки и леса – богаты дичью и рыбой. Вторая волна переселенцев приехала в Сибирь в 19 веке: строительство Транссиба и столыпинские реформы привели в Иркутскую область крепких крестьян, которым было тесно в общинах центральной России. Люди приезжали тяжело работать и хорошо жить на новом месте. Сюжет о третьей волне поселенцев мы наблюдали практически своими глазами – в 50-х годах наши отцы и деды развернули в Иркутской области «стройки века»: каскады ангарских ГЭС, новые города и мощные промышленные предприятия. На протяжении четырех веков Сибирь прирастала людьми, которые искали сытую размеренную жизнь, умели работать и ощущали себя частью большой страны.

Декабристы в Иркутске: свобода, равенство и братство

Одна из самых ярких и романтичных страниц истории Иркутска связана с декабристами, чьи фамилии являются синонимом либерализма. В 1825 году на Сенатской площади декабристы боролись за реформирование самодержавия и отмену крепостного права. В отличие от лозунга «Мы были на Болотной и придем еще» эта страница истории либерализма в России вызывает чувство гордости за идеалистов и романтиков, которые не побоялись отстаивать свободу личности в тоталитарном государстве. Первый декабрист – иркутянин Николай Муравьев – стал генерал-губернатором Восточной Сибири. При нем центр Иркутска приобрел тесовые тротуары, на набережной Ангары были заведены «московские гулянья», а его дом на Спасской площади стал центром культурной жизни города. Декабристы внесли весомый вклад в создание сибирского характера, где свободолюбие сочетается с практичностью, а творческое начало – с патриотизмом. Через Иркутскую губернию прошли и оставили след Александр Радищев и Николай Чернышевский, Антон Чехов и Бенедикт Дыбовский. На минуту представим иркутскую летопись без этой огромной главы о либерализме. Гордились бы мы сейчас Иосифом Уткиными Евгением Евтушенко, Михаилом Роммом и Леонидом Гайдаем, Александром Вампиловым и Валентином Распутиным? Судьба и счастье Иркутска – в людях, которые свою свободу любят так же горячо, как и Родину.

Либеральное купечество

Самое очевидное влияние на иркутскую историю оказал «купеческий период». Благодаря ему на улицах появились самые красивые здания, а в сибирском характере – стремление к образованию. В Иркутске купеческом большая часть благотворительных капиталов направлялась на строительство и содержание учебных заведений. Например, в 1898 году из 17 иркутских училищ 4 существовали на купеческие деньги, а до конца столетия рост начальных школ шел исключительно благодаря поддержке местных коммерсантов. Михаил Сибиряков, Ефимий Кузнецов, Константин Трапезников, Иван Медведников, Василий Баснин– расцвет «купеческого периода» в Иркутске пришелся на то время, когда направляясь на Дальний Восток через Иркутск проехал тарантас Антона Чехова. В1890 году в своих письмах великий русский писатель рассказал о городе, построенном заботливыми стараниями либерального купечества во главе с Владимиром Сукачевым: «Иркутск – превосходный город. Совсем интеллигентный. Театр, музей, городской сад с музыкой, хорошие гостиницы. В Иркутске рессорные пролетки. Совсем Европа».

   
   

Либерализм – часть иркутского менталитета, но иркутяне не вышли на улицы следом за Болотной. Сибирские либералы – не за смену власти, а за свободу личности, рост экономики и справедливые отношения между центром и регионами. И эти взгляды целиком и полностью разделяет либеральная платформа «Единой России», которая, как и Россия, будет прирастать Сибирью. Ведь именно здесь люди хорошо понимают: свобода – это не отсутствие обязательств перед собственным народом. Свобода – это желание жить там, где ты есть. Делать свой дом, город и страну краше, богаче и свободнее.

Алексей Распутин, председатель Клуба политического действия «4 ноября» в Иркутской области

Смотрите также: