Как итог, сегодня в Саянске работает одна из лучших картинных галерей региона, в которой хранится настоящий «золотой запас» - более 2 тысяч объектов искусства: графики, скульптуры, живописи, декоративно-прикладного творчества, которые кропотливо собирали больше 30 лет.
Особая атмосфера
Когда попадаешь в Саянскую галерею, нет ощущения, что тебе демонстрируют провинциальную выставку «из того, что есть». Залы, выкрашенные в светлые пастельные тона, в которые отлично вписываются такие же светлые полотна, больше напоминают модное творческое пространство с особой атмосферой, в котором проходят всевозможные арт-события: от выставок до лекций и камерных концертов. Далеко не каждый сибирский город может похвастаться таким особенным местом.
- Наши фонды - очень богатые, ведь в своё время нас активно комплектовали по линии Росизо, - рассказывает директор музейно-выставочного комплекса Саянска Галина Скареднева. - Москва предоставляла живопись, скульптуру, графику. Часть работ подарена самими художниками, часть - передавали в дар галерее их наследники. Что-то приобретал город. В своё время у нас были вторые фонды после Иркутского областного музея, но сейчас ситуация изменилась.
Комплектовать «по линии» перестали в 2006-ом, почти 10 лет назад. Тогда одним из последних поступлений в галерею стала особо ценная серия живописи и графики московского художника Элия Белютина - в дар саянцам передали 24 его полотна. Теперь времена изменились - галерея вынуждена «добывать» себе произведения искусства самостоятельно.
- Сейчас, конечно, поступлений меньше - 5-6 раз год, но, тем не менее, мы очень рады, когда нам передают в дар объекты искусства, - делится Галина Ивановна.
«Авангардисты все уехали»
- Конечно, прошли годы, и творчество художников становилось позитивным, созидательным. Видимо, они старались писать то, чего им не хватало все эти военные годы, - поясняет Галина Скареднева.
Также картинная галерея Саянска - отличная площадка для молодых художников Приангарья, для которых не всегда открыта дорога в выставочные залы столицы региона. В Саянске же молодёжь всегда ждут.
- Молодые иркутские керамисты уже не первый год выбирают наш город, - делится директор. - Они к нам приезжают обычно в декабре-январе. И что ещё хорошо, после каждой своей выставки презентуют галерее что-то из своих работ, которые родились на берегу Байкала во время ежегодного фестиваля «Керамистика». Для нас это очень важно.
Естественно, в залах галереи выставляются сами саянцы - в городе 17 профессиональных художников, которые пишут всё - от натюрмортов до пейзажей в разных техниках. Есть матера лоскутного творчества, профессионалы работы с берёстой.
- Даже авангардисты у нас были, но все в Питер уехали, - улыбается Николай СКАРЕДНЕВ, художник-оформитель галереи. - У каждого мастера в Саянске свои жанры любимые, но тех, кто любит натюрморты, большинство. И я их пишу, но больше всего люблю изображать наш Байкал. В последнее время перешёл на пастель, хотя много лет она мне не давалась.
Как говорит Николай Викторович, каждый саянский художник в галерее и жнец, и кузнец и на дуде игрец: сами пишут картины, сами монтируют выставки. Притом монтаж занимает всего несколько часов, хотя многим на это потребовались бы дни.
Музейный урок
Галерея - место притяжения творческих жителей Саянска: на новую выставку приходят взглянуть и взрослые, и дети. Тем более, цена билета по меркам сегодняшнего дня просто смешная - 40 рублей. Но к детям сотрудники комплекса относятся по-особому: они считают, что принцип «завёл, показал - ушли без эмоций» им не подходит, и изобретают свои методы, чтобы заинтересовать малышей и подростков и привить им любовь к искусству. Дошколят в галерее встречают в костюме Акварельки или кота Музейкина, школьников постарше привлекают рыцарскими турнирами.
- Ребята из старших классов больше ориентированы на повлюбляться друг в друга, но и к искусству не равнодушны, - отмечает главный специалист экспозиционно-выставочного зала искусств Наталья Астраханцева. - У нас даже закрепилось понятие «музейный урок»: раньше они в основном в виде лекций проходили, но сейчас детям нужно нечто большее, например, попробовать сделать что-то своими руками, поэтому мы проводим очень много мастер-классов.
С помощью таких интерактивных методов сотрудникам музейно-выставочного комплекса доносят до детей даже столь сложные темы, как искусство православной книги.
- Эта выставка такой след оставила интересный, потому что мы показывали посетителям уникальные книги огромного размера, - поясняет Галина Скареднева. – Сначала дети говорили нам: «Здесь же ничего не читается», - но к концу беседы, когда с ними разобрали новый для них язык, они волшебным образом начали читать и были очень удивлены, что, оказывается, в них всё понятно изложено.