«Золото Колчака» 90 лет могло пролежать в Байкале

   
   

30 августа ГОА «Мир-1» и «Мир-2» совершили заключительные погружения в озеро Байкал в рамках Международной комплексной научно-исследовательской экспедиции «Миры» на Байкале».

Погружения прошли в районе берегового склона Кругобайкальской железной дороги, где в 2009 году экспедицией были обнаружены фрагменты железнодорожного вагона, а также ящики с патронами времен Гражданской войны. Участники экспедиции не теряют надежды найти на дне озера легендарное «золото Колчака» или другие реликвии тех времен.

В погружении участвовали буддистский священник из Бурятии и представитель руководства Фонда содействия сохранению озера Байкал. В экипаж вошли пилот Евгений Черняев, Директор Фонда содействия сохранению озера Байкал Баир Цыренов и начальник аппарата губернатора Иркутской области Владимир Дорофеев.

Во время погружения ГОА «Мир-2» обнаружил уникальную находку в районе мыса Толстый, в 1,5 км от берега на глубине около 400 м. Члены экипажа увидели прямоугольные объекты с металлическим блеском, похожие на золото. Исследователи попытались забрать артефакты в специальные накопители с помощью манипулятора.

Аппарат «Мир-2» был поднят на борт баржи-носителя «Метрополия».

- После обнаружения на глубине почти 1000 метров фрагментов металлических конструкций, похожих на фермы железнодорожного моста КБЖД, аппарат начал подъем по береговому склону, покрытому осыпными породами. На этом склоне были найдены 4 бруска с характерным золотым блеском, зажатые в расщелине на осыпи. Мы смогли максимально приблизиться к находке, но так как осыпь - очень подвижная структура, то любые действия манипулятора приводили гравий в движение. Манипулятор не смог дотянуться до находок, но мы зафиксировали точные их координаты, - прокомментировал директор Фонда содействия сохранению озера Байкал Баир Цыренов.

Все полученные в результате сегодняшних погружений данные будут обнародованы в рамках работы Байкальского экономического форума, который пройдет в Иркутске с 6 по 9 сентября 2010 года, сообщает Фонд содействия сохранению озера Байка.

   
   

В 2008 году «Миры» уже пытались найти золото Колчака, которое, как предполагается, в годы гражданской войны могло затонуть в Байкале. Поиски не принесли результатов. Они шли на глубине более тысячи метров в районе Листвянки, где мог затонуть железнодорожный эшелон, перевозивший захваченное золото царской России.

Глубоководные аппараты «Мир» нашли на дне озера остатки старых железнодорожных вагонов Гражданской войны в 2009 году. В прошлом сезоне наступление осени — штормовой ветер, сильные грозы и высокие волны — помешало завершить работы в этом районе. Исследователи не исключают, что в поезде находилось золото Колчака. Возможно, именно в этом районе Байкала в озеро упал железнодорожный состав, перевозивший золото белой армии.

Как утверждают историки, в 1914—1917 годах около трети золотого запаса России было отослано на временное хранение в Англию и Канаду, а примерно половина была вывезена в Казань. Часть золотого запаса Российской империи, хранившаяся в Казани (более 500 тонн), была захвачена 7 августа 1918 года войсками Народной армии под командованием Генерального штаба полковника Каппеля и отправлена в Самару. Там утвердилось правительство КОМУЧа.

Из Самары золото на некоторое время перевезли в Уфу, а в конце ноября 1918 года золотой запас Российской империи был перемещён в Омск и поступил в распоряжение правительства Колчака. Золото было размещено на хранение в местном филиале Госбанка. В мае 1919 года было установлено, что всего в Омске находилось золота на сумму 650 млн рублей - 505 тонн.

Имея в своем распоряжении большую часть золотого запаса России, Колчак не позволял своему правительству расходовать золото, даже для стабилизации финансовой системы и борьбы с инфляцией. На закупку вооружения и обмундирования для своей армии Колчак потратил 68 миллионов рублей. Под залог 128 миллионов рублей получены кредиты в зарубежных банках: доходы от размещения возвращались в Россию.

31 октября 1919 года золотой запас под усиленной охраной был погружен в 40 вагонов, ещё в 12 вагонах находился сопровождающий персонал. Они отправились по Транссибирской магистрали от Ново-Николаевска (ныне Новосибирск) до Иркутска.

27 декабря 1919 года штабной поезд и поезд с золотом прибыли на станцию Нижнеудинск, где представители Антанты вынудили адмирала Колчака подписать приказ об отречении от прав Верховного правителя России и передать эшелон с золотым запасом под контроль Чехословацкого корпуса.

15 января 1920 года чешское командование выдало Колчака эсеровскому Политцентру, который уже через несколько дней передал адмирала большевикам. 7 февраля чехословаки отдали большевикам 409 миллионов рублей золотом в обмен на гарантии беспрепятственной эвакуации корпуса из России.

Народный комиссариат финансов РСФСР в июне 1921 года составил специальную справку: за период правления адмирала Колчака золотой запас России сократился на 235,6 миллионов рублей, или на 182 тонны. Ещё 35 миллионов рублей из золотого запаса пропало уже после передачи его большевикам, при перевозке из Иркутска в Казань. Его-то и ищут долгие годы ученые.

Есть мнение, что золото до сих пор лежит в банках Великобритании и Японии. Однако уже более восьмидесяти лет живет легенда о том, что часть золотого запаса, вывезенного белыми из Казани, затерялась где-то в Сибири. Ученые искали золотые слитки и под Красноярском, и в Приморье, но ничего не нашли. Возможно, увиденные на дне Байкала предметы, похожие на слитки и окажутся частью золота, ставшего настоящей легендой.

Смотрите также: