В Иркутском музее «Экспериментарий» все экспонаты можно и нужно трогать руками. Приспособление из пластмассового ведра и кожаной перепонки пускает дымовые кольца, лампочка, на которой стоит взрослый человек, не лопается, а погружённая в воду пробирка… читает мысли.
Самый крупный в России музей занимательной науки - место, где можно увидеть в действии законы физики. Его директор Константин Кравченко собирает вокруг себя людей, «не скованных обычностью». Кандидат биологических наук совмещает преподавание в Восточно-Сибирской государственной академии образования и серьёзные научные исследования с работой в музее, фотографией по необычной методике Кирлиан и хоровым пением. О том, для чего нужен интерактивный музей, кто делает научные открытия и какова связь между солнечной активностью и поведением хулиганов, наш гость рассказал читателям.
Первый в России
Константин Кравченко: - Задумка музея возникла у меня ещё в школе, когда я читал книги Якова Перельмана, - рассказывает Константин. - Этот популяризатор науки создал первый в мире подобного рода музей - «Дом занимательной науки» в довоенном Ленинграде. А в 1998 году я поехал по обмену в Калифорнию. Меня пригласили в какой-то музей, затащили туда буквально силком. Оказалось, это был Эксплораториум - один из самых известных музеев мира. В 1969 году его создал брат изобретателя атомной бомбы - Франк Оппенгеймер. Помещение размером с футбольное поле заставлено демонстрационными приборами, там можно бродить целый день.
Вернувшись домой, я попробовал мастерить со студентами похожие приборы. Потом об этом узнали школьники, стали регулярно приходить… Музей начинался в подвалах. Про него к тому времени уже знали многие люди, к нам приходили организованными группами. Я обратился с просьбой о помощи в Президиум Иркутского научного центра СО РАН, и директора институтов Академгородка единогласно проголосовали, чтобы передать помещение магазина под музей.
Насколько мне известно, сегодня по числу посетителей и приборов иркутскому музею нет равных ни в Санкт-Петербурге, ни Москве. Само слово «экспериментарий» придумано здесь, в Иркутске, и раньше не существовало в языке.
…Недавно меня приглашали в Новосибирск, где проходил фестиваль «Интерра», с докладом про наш музей. Я взял с собой несколько простых приборов из музея. И в Новосибирске находились люди, которые знали о существовании нашего музея.
В то же время многие иркутяне не могут найти «Экспериментарий».
«АиФ»: - Отличаются ли приборы в «Экспериментарии» от экспонатов-«первоисточников»?
К.К.: - Эффекты, которые здесь демонстрируются, известны человечеству не одно столетие. Но мы стараемся, чтобы форма демонстрации была непохожей на другие. Есть полностью оригинальные вещи, например светодиодный планетарий, сделанный из спутниковой антенны, или чайник с «холодным кипятком», где пар образуется благодаря ультразвуку. Чудо инженерной мысли - «верёвкомёт», собранный из пяти разных приборов. Сегодня здесь работают энтузиасты - как правило, в свободное от основной работы время.
«АиФ»: - Дети и взрослые по-разному реагируют на то, что видят здесь?
К.К.: - Абсолютно одинаково! Бывает, приходят дедушка с внучкой и ведут себя почти как ровесники - очень интересно наблюдать за ними. Здесь работает внутреннее чувство любопытства, оно присутствует в каждом человеке, независимо от возраста и интеллекта.
…Меньше года назад у нас открылся планетарий, не действовавший больше 20 лет. Нам помогали институты Академгородка, московский фонд «Династия». На все работы ушло почти два года. Уникальный аппарат сохранили сотрудники иркутского астроклуба. Он оказался невостребованным, когда реставрировалась Троицкая церковь, в которой раньше находился прибор. Проектор имеет историческую ценность: после войны немцы отдали её в Сталинград, а когда городу подарили второй планетарий, первый отправился в Иркутск и проработал здесь до 1986 года.
К.К.: - Сейчас мы создаём клуб для интересующихся школьников и студентов. Их называют одарёнными, но правильнее назвать увлечёнными - теми, кому в жизни что-то интересно. А интересно, как правило, бывает сразу многое.
«АиФ»: - В книге отзывов музея многие пишут, что в музее им преподали лучший урок физики…
К.К.: - Там есть высказывание: «Здесь было клёво, а в школе физика - отстой». Дело в том, что этими вещами заменить уроки физики не получается. Можно только создать другое отношение к предмету. Это начальный этап, чтобы заинтересовать людей. Бывает так: мы всколыхнули поверхностные волны, и они успокоились. А у кого-то эти волны затрагивают более глубокие слои, возникает интерес. Одна школа привезла нам несколько автобусов с шестиклассниками, а потом звонили учителя: «Что же вы наделали!» Оказалось, что пришлось формировать дополнительный класс с углублённым изучением физики, слишком много оказалось желающих туда записаться. Возможно, среди этих людей найдутся те, кто в будущем совершит важное открытие… У нас не образовательное учреждение, где изучают науку, - здесь пробуждают интерес к ней.
Хотя сегодня мы пробуем сделать некоторые приборы не демонстрационными, а исследовательскими, чтобы с их помощью школьники могли изучать физику.
Выдающиеся двоечники
«АиФ»: - С чем связана ваша деятельность как учёного?
К.К.: - Мы изучаем процессы, которые развиваются во времени: скажем, динамику численности животных, аварийность на дорогах, уровень преступности… Любой параметр, который изменяется во времени. Сегодня, к примеру, в Иркутске зафиксировано 10 случаев хулиганств, завтра - 15, послезавтра - 4… Мы пытаемся получить из этих чисел определённую информацию, например выявить периодичности. Уровень преступности, допустим, имеет явные периоды 15 и 30 дней - возможно, это так называемый эффект «аванс - получка»: случаи хулиганств возрастают на следующий день после зарплаты. Но есть в этой системе и другие периодичности, например - 27 дней, период обращения Солнца вокруг своей оси. Может ли солнечная активность влиять на человеческую психику? Оказывается, очень даже может. Почему это происходит, пока непонятно, но статистически закономерность подтверждается целым рядом независимых исследований. Точно так же мы анализировали ДТП на улицах Иркутска, и оказалось, что в дни магнитных бурь они существенно повышаются.
Вместе со студентами мы создали два оригинальных прибора для оценки двигательной активности организмов. Эти приборы позволяют оценить двигательную активность количественно. Недавно школьники подсказали мысль с помощью этих приборов изучить свойства воды.
Есть солидные учёные, которые говорят: «Нечего там смотреть! Там ничего не должно быть!» Между тем многие великие открытия были получены, когда лазили «туда, куда не следует». Так, например, был открыт пенициллин.
Иногда за счёт халатности «двоечников-лаборантов», которые что-то делали не так, получалось нечто выдающееся.
Основные методы деятельности, которые мы используем со студентами, были взяты из лаборатории экологической генетики при НИИ биологии, где работал профессор Георгий Васильевич Гречаный. Я тоже один из его учеников. Сейчас лаборатории уже нет, но остались люди, работавшие там, многие защитили докторские и кандидатские диссертации.
«АиФ»: - Вас переманивали в другие города?
К.К.: - Не переманивали. Я родился на Украине, приехал в Иркутск в 1991 году. Мой отец военный, и его направили сюда как раз перед развалом СССР. На Украине - яблоки, абрикосы.. а тут ранетки и брусника, к тому же прохладно. Но обратно не тянуло и не тянет. Я достаточно поездил по миру, и уезжать отсюда пока не собираюсь. Есть знакомые, которые уехали или просто сотрудничают с зарубежьем. Это объективный процесс - люди едут туда, где им приятнее, где лучше. Но сейчас и у нас становится более или менее неплохо. Думаю, будут возвращаться.
Смотрите также:
- 7 обвинений при семейной ссоре... Способен ли негатив разрушить чувства? →
- Верховный учитель йоги Гуруджи поделился с иркутянами секретами счастья →
- Оставаясь неподвижной, Татьяна Проскурякова вращает мир вокруг себя →