В поисках сокровищ
Иркутск, 5 апреля. АиФ-ВС. В Приангарье эта удача сопровождала представителей романтичной профессии всегда. За несколько десятилетий исследований богатой на полезные ископаемые земли в Иркутской области сформировалась сильнейшая в стране геологическая школа.
Кстати | |
---|---|
В Иркутской области выдано 796 лицензий на право пользоваться недрами, из них 312 - на золото. Разведкой и добычей золота занимаются 45 предприятий. |
- Одной из лучших в Министерстве геологии Советского Союза считалась Мамско-Чуйская геолого-разведочная экспедиция, - вспоминает руководитель Иркутского филиала территориального фонда геологической информации по Сибирскому федеральному округу Сергей РОЖОК. - Таких крупных экспедиций в нашей области действовало несколько. Каждая из них направляла на сезонные полевые работы десятки мобильных отрядов общей численностью до тысячи и более человек, очень много было студентов-практикантов. Часто по тайге передвигались на лошадях, а на севере области - на оленях.
Иркутских геологов ценили: многие стали Героями Соцтруда, их отмечали высокими государственными наградами, они уходили в Москву на повышение. Было за что. В 1962 году в Приангарье забил первый нефтяной фонтан в Марково. Как написал в своей книге «Записки геолога» один из самых авторитетных специалистов отрасли Владимир Мазур, на международном нефтяном конгрессе открытие Марковского месторождения назвали событием мирового значения. Дело в том, что наши геологи впервые в истории нашли нефть в кембрийской, самой нижней части геологического разреза земли. С этого момента началось интенсивное изучение нефтегазоносности не только у нас в области, но и в соседних регионах - как с запада, так и с востока.
«Проедаем» прошлое
Впрочем, уникальными по своим запасам в Иркутской области оказались вовсе не нефтяные месторождения, а золоторудное Сухой Лог и газоконденсатное Ковыктинское. Для примера, если сейчас в Приангарье добывается 16 тонн золота в год (мы в пятёрке лидеров по России), то Сухой Лог может давать до 60 тонн ежегодно. Может, но не даёт, как и Ковыкта. Их освоение без государственного участия невозможно, а государство в настоящий момент практически безучастно. И не только в отношении этих месторождений, но и геологической отрасли в целом.
Кстати | |
---|---|
До сих пор передвигаться по тайге приходится в том числе и на лошадях... |
Как считает Сергей Рожок, всё упирается в социально-экономический аспект. По сути, мы сегодня живём за счёт разведанных в советское время запасов. Увы, большинства некогда знаменитых геолого-разведочных экспедиций уже давно не существует, а финансирование региональных геолого-съёмочных работ ведётся по минимуму.
- Когда сократилось количество экспедиций, сократилось и количество студентов, которые были в них задействованы, - проводит параллели декан геологического факультета Иркутского государственного университета Светлана ПРИМИНА.
- Особенно тяжело пришлось в начале 2000-х, тогда даже на практику ребят не брали. Сейчас ситуация выправляется. Все выпускники дневного отделения устраиваются на работу. А заявки на наших студентов для прохождения практики поступают со всей страны.
Государство постепенно переосмысливает значение отрасли, отмечает декан. Об этом можно судить хотя бы потому, что впервые за многие годы факультету добавили бюджетные места на специальность «прикладная геология». Но что более существенно - по инициативе правительства РФ началась реорганизация геологических предприятий. Чем всё закончится - пока неясно, однако намерения заявляются благие.
- Геология стала другой, - говорит Светлана Примина. - И требует от специалиста не только досконального изучения целого ряда наук, таких как математика, физика, химия, но ещё и освоения высоких технологий. Так что геолог XXI века - это, в первую очередь, высококлассный инженер.
Смотрите также:
- Камней очарованье. Иркутские мастера славят Приангарье своими шедеврами →
- Геннадий Галкин: Запасов Иркутской области хватит нашим правнукам →
- Всё те же романтики. Геологи отмечают профессиональный праздник →