О супругах Станиславских нам рассказали друзья редакции. «Представляете, они в шестьдесят третьем, когда расписывались, пригласили всех на золотую свадьбу! Cами молодожены едва верили в свою затею: куда там – это же будет аж две тысячи тринадцатый год! А недавно пришли покупать путёвки в свадебное путешествие».
А трудностей в жизни Станиславским хватило сполна. Он - Александр Иванович, Сашенька - тридцать лет провёл в небе. Бортинженер и бортмеханик легендарного иркутского 201-го отряда гражданской авиации, летал на первом советском реактивном пассажирском лайнере - Ту-104. Нагрузка была такой, что отпуск впервые удалось получить только через пять лет работы. Она - Валентина Ефимовна, Валюша, Невеста - была одним из ведущих экономистов области. Вдоль и поперёк изъездила все ведущие стройки: алюминиевые заводы в Братске и Шелехове, лесопромышленные комплексы, сельхозпредприятия, постоянно моталась из района в район по вызовам и совещаниям… Комсомолка, «девочка без компромиссов», как её прозвали на самой первой работе, никому не давала спуску. Но ни сложнейшая работа, ни напряжённый график, где приходилось выгадывать минутки для свиданий, не помешали им сохранить главное.
Вот муж и жена сидят в нашей редакции и смотрят друг на друга так, как будто не было этих пятидесяти лет. Она незаметно поправляет ему галстук, он смущается…
Шагнули в любовь
Будущие супруги даже родились недалеко друг от друга - в Приморье. Между их родными посёлками - не больше двух часов езды. А познакомились в Иркутске.
- В 1947 году Приморье очень сильно топило, почти как в этом году Хабаровский край. И наша семья, чтобы спрятаться от стихии, переехала в Иркутск, в предместье Жилкино, - вспоминает Валентина Ефимовна.
А призывнику Саше Станиславскому сказали в родном военкомате: мол, ты парень способный, попробуй получить военное образование. И Александр Иванович отправился в Иркутск, на военную кафедру училища гражданской авиации. Там-то и подружился со старшим братом десятиклассницы Вали.
- Помню, иду я в первый раз в гости, глянул в окно, а там девчонка заметалась, тоже нас увидела, - вспоминает Александр Иванович, - вот, думаю, интересно!
А потом как-то сразу очень быстро они шагнули в любовь. Наверное, за их историей многие наблюдали с трепетом: уже тогда ощущалась эта сила чувства. Курсант Саша долго ухаживал, а когда решился сделать предложение студентке-второкурснице Вале, просить за него к её отцу ходили и Сашины друзья, и даже замполит. Глава семейства всех выслушал, но остался непреклонен: сначала дочь должна получить образование.
- Мои родители для нас обоих стали большим примером того, как нужно любить, ценить, оберегать друг друга, - рассказывает Валентина Ефимовна, - для них всегда на первом месте была семья, и к ней они относились как к святыне. У Саши не было ни матери, ни отца, с полутора лет его воспитывала бабушка. И он совершенно искренне стал называть мою маму мамой, так она заботилась о нём.
Расписались с разрешения родителей, когда Валентина окончила университет, в 1963 году. Александр Иванович тогда уже летал, и свадьбу гуляли в большой столовой аэропорта на ноябрьские праздники. В семейном альбоме не сохранилось ни одной свадебной фотографии, редкие карточки пропали при одном из переездов. Зато уцелел чёрно-белый билетик: «Приглашаем вас на нашу свадьбу. Валя и Саша Станиславские. Действителен и на золотую свадьбу». Это сегодня напечатать бланк с виньетками и фотографиями - минутное дело. Тогда свадебное приглашение рисовали на большом ватмане, вклеивали туда портреты, потом фотографировали…
- С одной стороны, мы не до конца верили, побаивались загадывать так далеко… И всё-таки очень мечтали, что вместе доживём до этой даты, - признаётся Валентина Ефимовна. От них сегодняшних, с лёгкими морщинками, с мягкими улыбками, трудно оторвать взгляд. Хоть раз увидев Валентину Ефимовну, вы поверите в чудо любви: Невеста, выглядит лет на двадцать моложе своих сверстниц. Они оба светятся той спокойной красотой, которая украшает добрых и мудрых людей.
«Розовый» рейс
- Знаете, я счастливая женщина: я не помню времени, чтобы при Саше в доме не было цветов, - улыбается Валентина Ефимовна. Она широко разводит руки, чтобы показать, какой огромный букет роз промозглой осенью семьдесят третьего муж привёз ей из ташкентского рейса. Тогда отмечали день роз, десятилетие свадьбы. Алое море цветов заполнило целую ванну. А в Подмосковье, в первом совместном отпуске Александр Иванович осыпал возлюбленную красно-золотыми осенними букетами и читал ей собственные стихи.
- В пятидесятилетний юбилей нашей свадьбы Валюша просила не дарить цветов: мол, давай через несколько дней сходим на выставку, купим живые орхидеи в горшке. Но разве я мог удержаться и с утра не преподнести букет любимой? - шутливо разводит руками супруг.
Как пронести такую любовь через всю жизнь? Наверное, для них, людей того поколения, глубокие чувства друг к другу были неотделимы от любви к стране, отсюда и какая-то особенная широта. Сегодня Александр Иванович и Валентина Ефимовна по-разному оценивают советское прошлое. Но вспоминая свою историю - историю двух человек - они с нежностью говорят и о любимом деле.
Оба улыбаются: «Нам в жизни повезло на хороших людей». Валентина Ефимовна с благодарностью рассказывает, что по долгу службы ей приходилось встречаться с сильнейшими учёными области, академиками, светилами науки. И у каждого она старалась учиться, замечать и перенимать лучшее. Александр Иванович бережно хранит фотографии своих старших коллег, инженеров, пилотов, многие из которых прошли войну. Он с благодарностью говорит о своём командире, фронтовике Борисе Карабанове.
- Вместе со своей супругой они вели нас с Сашей, поддерживали, ободряли своим примером, - вспоминает Валентина Ефимовна.
«Женщина - не командир!»
Конечно, жене бортмеханика было нелегко, рейсы у мужа следовали один за одним, без выходных и времени на передышку. Она даже думала бросить всё и пойти в стюардессы, но вовремя отговорил Борис Карабанов: мол, раз в год вы в один рейс попадёте, а остальное время будете летать поодиночке - какая тут семья? Но им хватило сил, терпения, мужества, и Орден Трудовой Славы, который вручили Александру Ивановичу, на самом деле - общий.
- Сегодня так часто разводятся молодые пары, потому что люди не ставят перед собой общих целей, считают, что после свадьбы всё должно получаться как по маслу, само собой, - говорит Валентина Ефимовна.
- Каждый год мы садились и составляли большой план жизни: что нам нужно вместе успеть, какие крупные покупки сделать, ведь во времена дефицита это было большим делом, - продолжает Александр Иванович. - И сегодня мы учим так совещаться уже внуков.
Станиславские говорят, что проблема молодых - в том, что они разучились доверять и соглашаться. Век эмансипации сделал из женщин… командиров.
- Ни в коем случае нельзя брать мужчину под колпак, пытаться его подчинить, поработить, - рассуждает Валентина Ефимовна. - Кому же понравится жить в таком положении? Так же, как нельзя обижать ревностью свою половинку: ведь это недоверие, неуважение… Саша сначала этого не понимал, ревновал меня, да и у меня при желании поводы для ревности могли найтись: такие стюардессы-красавицы тогда летали! Но трудные минуты мы всегда говорили друг с другом, советовались, и я не боялась сказать Саше, что мне что-то не нравится, он не боялся говорить о сложностях со мной…
Сегодня супруги Станиславские уже воспитывают двух правнуков. А когда за советом к ним приходят жёны внуков, Валентина Ефимовна даёт один совет: решать проблемы только вдвоём, слушать друг друга, спрашивать, советоваться… И не забывать, как любили друг друга в день свадьбы.
Смотрите также:
- Подарили тепло. «АиФ» вместе с читателями провел благотворительную акцию →
- Благодать на двоих. Иркутская пара отметила редкую годовщину свадьбы →
- «Сидеть на шее ума не надо» - иркутский фермер о труде и душе →