Спасатель Белокуров: В жизни мужчины риск просто необходим

…В рабочем кабинете Семёна Белокурова - большая, во всю стену, карта страны. Прямо в её центре острым тонким полумесяцем синеет Байкал.    
   

- Сибирские полки в своё время отстояли Москву, а сибирские спасатели… - не успевает закончить мысль начальник Байкальского поисково-спасательного отряда. Каждую минуту у него звонит телефон. Впрочем, можно и не договаривать: и так всё понятно. Сибиряки поднимали затонувшую «Булгарию», работали в самом сердце техногенного ада на Саяно-Шушенской ГЭС, поддерживали жизнь в затопленном Приамурье.

С берегов Байкала, из центра страны их бросают и на восток, и на запад: отряд считается одним из сильнейших в России.

 «Я не запоминаю лиц»

На счету этого человека - десятки сохранённых жизней, как и у многих его коллег. Он говорит, что память не хранит имён и лиц. Чаще всплывают обстоятельства, в которых приходилось работать: сложнейшее наводнение в Киренске 12 лет назад (тогда федеральные каналы кричали про затопленный Ленск, хотя Киренск пострадал не меньше), аварии на дорогах, поиск рыбацких лодок, затерявшихся во время байкальских штормов…

Работа спасателей на Саяно-Шушинской ГЭС. Фото: Из личного архива Семена Белокурова

В одну из таких операций команда Семёна Белокурова с риском для жизни спасла восемь человек. Сразу две лодки попали в сильный шторм. Заглохли моторы, а в бурном Байкале это практически равносильно смерти. Замёрзших и обессиленных людей прибило к берегу недалеко от Чивыркуйского залива, который уже начало сковывать льдом.

- Когда мы пробивались к ним ночью в шторм, волны ставили катер почти вертикально, - вспоминает начальник спасательного отряда.

Пока спасатели пытались разбить лёд, чтобы добраться к людям - «на неледокольном катере выполняли ледокольные работы», - пробили борт судна. Всю обратную дорогу - много километров - откачивали помпами наполнявшую катер воду. Тогда всё закончилось благополучно и для рыбаков, и для спасателей.

   
   

- Бывает, что не удаётся спасти людей. И случаи эти постоянно гложут изнутри, приходят на ум снова и снова. И начинаешь перебирать в голове, всё ли ты сделал, чтобы человек остался жив? Быть может, стоило поступить по-другому? И спасатели стараются совершить всё возможное, а иногда и сверх возможного, но порой бывают бессильны… - взгляд Семёна Алексеевича замирает на карте страны.

Работать приходится в тяжелых условиях. Фото: Из личного архива / undefined

Среди массы наград у Семёна Белокурова есть медаль «За отвагу», которую он получил ещё до того, как стал спасателем:

- Сейчас к этой медали представляют и некоторых спасателей, но я всё-таки считаю её наградой армейской, военной, принадлежащей нашим отцам и дедам, которые были на фронте. Мне она досталась за службу на Северном Кавказе в 1994-1995 годах. В первую чеченскую кампанию, в первом отделении разведки войск ГРУ. Я не люблю затрагивать и вспоминать эту тему. Надеюсь, вы не будете спрашивать подробности, - говорит начальник спасотряда исключающим возражения тоном.

Работа спасателей на Саяно-Шушинской ГЭС. Фото: Из личного архива Семена Белокурова

«Правильная» работа

Досье:
Семён Белокуров родился в 1975 году. Окончил Иркутский педагогический университет по специальности «преподаватель истории». За время работы в МЧС России участвовал более чем в 200 спасательных работах, среди которых авиакатастрофы самолётов АН-124 «Руслан» в Иркутске (1997г.), ТУ-154 (с. Бурдаковка. 2001 г.) и вертолёта МИ-2 на Байкале (2005г.), наводнение в Киренске (2001 г.). Награждён медалью «За отвагу» и «За службу на Северном Кавказе», нагрудным знаком МЧС «За заслуги», почётным знаком МЧС России.
Как этот человек шёл к профессии спасателя, видно по скупым строчкам официальной биографии: увлекался альпинизмом и горным туризмом, добровольцем участвовал в спасоперациях, через три месяца после возвращения из армии был принят в поисково-спасательную службу. Тем неожиданнее было его признание.

- На самом деле, в детстве я мечтал стать человеком, который ремонтирует телевизоры. Мне казалось, что это такая хорошая и дефицитная специальность: «телеящики», хоть и были не в каждом доме, ломались часто. И вот приходил человек, который на наших глазах совершал чудо, - шутит Семён Белокуров. За считанные дни до профессионального праздника ему и его коллегам уже приходят поздравления от спасённых когда-то людей. Они благодарят за совершённое ими гораздо большее чудо - за подаренную жизнь.

На столе у начальника отряда лежат сотни заявлений: в профессиональные спасатели сегодня рвётся масса молодых парней, отбор проходит в лучшем случае один из ста. Кто-то идёт из желания помогать людям, другие - в надежде на стабильную зарплату. Последних наш собеседник не осуждает. Он говорит, что в наше время сложно найти «нормальную, правильную мужскую работу».

- Как вам кажется, насколько современный человек живуч по сравнению со своим же сверстником из СССР, которого заставляли сдавать нормы ГТО и заниматься морально-волевой подготовкой?

Работа спасателей на Саяно-Шушинской ГЭС. Фото: Из личного архива Семена Белокурова

Языком цифр:
121 жизнь сохранили байкальские спасатели за 2013 год. Почти 1500 людей получили помощь. 50 человек не удалось спасти…
- У нас был большой провал в девяностые и в начале двухтысячных. Идя утром за своим автомобилем, я видел на остановках людей с банками пива или коктейля. Сейчас по утрам вижу, как молодые люди подтягиваются на турнике и занимаются пробежкой, как не простаивают спортплощадки и катки. И когда ругают молодёжь, я говорю, что она замечательная. А то, что при СССР всех из-под палки заставляли быть сильными и смелыми, наверное, не совсем хорошо. Быть может, поэтому с развалом СССР и случился такой провал. Пружина сорвалась. И только сейчас люди осознают, что тогда закладывали правильные вещи, но доходят до этого уже своим умом.
Работа спасателей на Саяно-Шушинской ГЭС. Фото: Из личного архива Семена Белокурова

При этом, говорит Семён Белокуров, в сегодняшнем обществе хватает и так называемого офисного планктона - людей, которые не выезжали дальше загородного леса и считают достижением самостоятельно развести костёр. Но и они постепенно начинают отворачиваться от компьютера. Беда в том, что многие туроператоры пользуются их доверчивостью и не предупреждает человека об опасностях, когда хотят заработать на ком-то денег. Так, спасателям приходилось снимать с маршрута девушек, которых «добросовестные» перевозчики привозили покорять самую высокую вершину Саян Мунку-Сардык в шубах и на каблуках. С доступностью информации и технологий многим кажется, что им всё по плечу - подняться на заснеженную вершину, взобраться на квадрацикле на гору… В жизни мужчины риск просто необходим, уверен Семён Белокуров, он «даёт почувствовать себя не просто особью мужского пола». Но это должен быть оправданный риск, когда человек понимает, куда идёт, оценивает все опасности и свои возможности.

- Семён Алексеевич, вы сами когда-то начинали добровольцем. Многие говорят, что сейчас добровольческое движение на подъёме. Как вы считаете, хороший ли это знак и не говорит ли о слабости государства?

- Не думаю. Это прекрасный порыв, и нельзя запрещать людям быть добровольцами, иначе как мы воспитаем нормальное поколение? Как профессиональный спасатель, я осторожно отношусь к такой помощи, потому что серьёзные поисково-спасательные работы всегда связаны с риском, а волонтёр, скажем прямо, не так подготовлен и экипирован, как профессионал. Но бывают случаи, когда без такой помощи не обойтись и нам - например, когда в прошлом году сошла очень крупная лавина на пике Мамай и мы бы просто не смогли найти пропавшего человека без помощи добровольцев.

Смотрите также: