Если на реках, где есть мосты, проблема коснулась скорее комфорта местных жителей, то для обитателей острова Ольхон она оказалась жизненно важной. Байкал не замёрз до сих пор, а значит, безопасно добраться до материка сейчас практически невозможно.
«Отрезанные» от земли
- Пока не откроется официальная переправа, у нас будут проблемы, - рассказывает жительница посёлка Хужир Ирина. - К примеру, трудности связаны с подвозом продуктов: то, что завозили в прошлом сезоне, потихоньку распродаётся, и в новогодние праздники мы уже почувствовали лёгкий дефицит. Ещё один нюанс связан с медобслуживанием. Например, мои друзья, у которых есть проблемы со здоровьем, на зиму уехали из посёлка: страшно оставаться на острове, с которым не будет никакой «наземной» связи.
По словам Ирины, жителей обычно «выручает» кораблик, который ходит по Байкалу до тех пор, пока озеро не начнёт покрываться льдом. После этого на помощь приходит судно на воздушной подушке, но этой зимой его так и не дождались. Островитяне считают, что такая проблема возникла из-за того, что главу администрации Хужира, который обычно «решал вопрос» с судном, обвинили в мошенничестве и арестовали.
В самой администрации посёлка от каких-либо комментариев отказались, заявив, что никаких проблем нет. Руководство Ольхонского района тоже было немногословным: «в Хужире никто не голодает, жизнеобеспечение не нарушено».
Между тем хужирцы опасаются, что переправу этой зимой вообще не откроют. В региональном управлении МЧС России пока никаких оптимистичных прогнозов не дают, отмечая, что в районе единственной переправы на остров по Байкалу толщина льда - от 7 до 10 сантиметров, а значит, по такой дороге не то что ездить - ходить пешком нельзя. Спасатели говорят, что беспокойство граждан имеет под собой почву: вероятность того, что ледовую дорогу так и не откроют, очень реальна.
Впрочем, транспортную проблему жителей всё-таки пытаются решить. В администрации Шара-Тоготского муниципального образования, в ведении которого находится ледовая переправа, рассказали, что на таком льду технологически возможно обустроить пешеходную ледовую дорогу через пролив Малое Море. Строить переправу длиной 5 километров уже начали и планируют закончить через три-четыре дня. И хотя автомобилям по ней ездить, как и прежде, будет нельзя, это отчасти упростит жизнь местному населению.
На свой страх и риск
Вопреки опасениям, туризму, а значит, и местной экономике, основной которой он является, такие капризы природы не угрожают - на большое число отдыхающих в январе на Ольхоне никто не рассчитывает даже в стандартные холодные зимы. Управляющий одной из туристических баз Хужира житель посёлка Сергей Грудинин говорит, что в разгаре так называемый мёртвый сезон. Путешественники начнут приезжать на остров только к концу февраля - началу марта, когда будет «потеплее и покрасивее».
А вот сами хужирцы за неимением других вариантов выкручиваются, как могут: на свой страх и риск они добираются до Большой земли по тонкому льду прямо на автомобилях, не обращая внимания на запреты и предупреждения спасателей.
- В разных местах Байкала толщина льда отличается, и среднестатистическую вывести очень сложно, - поясняет Сергей, - в некоторых частях озера ещё неделю назад ходил катер, там была голая вода, в некоторых - толщина льда уже достигает более полуметра. Жители ездят по такому льду и тут, к сожалению, ничего не сделаешь. Но никакой паники на острове нет, в текущем году была долгая навигация. И это компенсировало те трудности, которые могли бы возникнуть.
Как рассказал Сергей, цены на продукты из-за транспортных трудностей на острове ощутимо не выросли: за время продолжительной навигации сами хужирцы и владельцы магазинов успели запастись продуктами впрок.
Смотрите также:
- Байкальское коварство: на льду озера опаснее, чем на Эвересте? →
- Как идет ледостав в Приангарье? (часть 1) →
- Ледостав начался в Прибайкалье →