Цель – подвести итоги весенне-осеннего сезона и подготовиться к зимнему.
Большинство происшествий на водоёмах случается именно в первые недели после их замерзания. Как сообщает пресс-служба МЧС, число несчастных случаев увеличивается в праздничные и выходные дни.
– Наш регион занимает довольно большую территорию, на которой много водных объектов, – говорит начальник Центра ГИМС МЧС России по Иркутской области Радик Субханкулов. Для обеспечения безопасности на них созданы 2 инспекторских отделения, 22 инспекторских участка, 15 групп патрульной службы, общая численность сотрудников ГИМС – 152 человека.
Байкал – одно из наиболее популярных мест отдыха, как у местных жителей, так и у приезжих. В будние дни туда приезжают несколько сотен человек, а в выходные их счёт идёт уже на тысячи. Поэтому отдельным вопросом для ГИМС остаётся обеспечение безопасности на озере.
- В наши обязанности входит не только регистрация фактов происшествий и нарушений, но и профилактика, - рассказывает Алексей Богдашкин, руководитель Западно-Байкальского инспекторского участка ГИМС. – Для этого мы регулярно расклеиваем на информационных стендах в администрации посёлков Листвянка и Большая речка, на рынках и в других людных местах напоминания о необходимости соблюдения осторожности на воде летом и зимой, устанавливаем знаки там, где выезд и выход на лёд запрещён, раздаём памятки местным жителям и приезжим.
В прошлом году в Листвянке трижды под лёд проваливались передними колёсами легковые автомобили, в марте вблизи судоверфи грузовик ушёл в воду по самую кабину. По счастливой случайности, обошлось без погибших. Но, по словам сотрудников МЧС, при таком халатном отношении к собственной безопасности несчастные случаи – только вопрос времени.
- На всей акватории южного Байкала выезд на лёд запрещён, а выход возможен, только если его толщина превышает десять сантиметров, - продолжает Алексей Богдашкин. – Тем не менее, в прошлые годы мы регистрировали неоднократные попытки автолюбителей сократить свой путь, выехав на замёрзшую поверхность озера. Со всех нарушителей мы брали объяснения, инструктировали их по технике безопасности. Однако отслеживать все факты несанкционированных поездок довольно сложно. Поэтому главная надежда – на здравый смысл самих жителей. Не попасть в ледовую западню просто: для этого достаточно просто не устраивать зимних забав на льду.
Стоит отметить, что провалы под лёд наносят ущерб окружающей среде: масло и бензин представляют угрозу для живых организмов, обитающих в озере. Даже если автомобиль просто проехал по льду, вредные соединения, которые остались после него на поверхности, попадут в Байкал весной, когда лёд растает. Странно, но экологов эта проблема пока не волнует.
- В прошлом году мы писали обращения в Росприроднадзор, чтобы они в рамках своей компетенции нам помогли, - говорит инспектор. – А сделать они могут многое: провести анализ воды в местах, где на лёд выезжает больше всего автомобилей, и, основываясь на его данных, инициировать принятие новых областных законов о запрете такого загрязнения экосистемы Байкала, или просто организовать здесь свои патрули. Единственной реакцией на наше письмо послужила отписка. В этом году мы планируем повторно направить своё обращение. Надеемся, что наши письма не останутся без ответа, и предстоящей зимой противостоять загрязнению озера мы будем сообща.
Начало ледостава связано не только с повышенной опасностью, но и с тем, что некоторые прибрежные населённые пункты с наступлением зимы сталкиваются с проблемами в транспортном сообщении. Так, путь в Большие Коты оказывается закрыт для рейсовых катеров и других маломерных судов. Передвигаться на автомобиле по льду там запрещено. Вопрос решается силами местной администрации, речного пароходства и структурных подразделений МЧС России.
- Ежегодно мы заключаем договоры с индивидуальными предпринимателями, - комментирует и.о. главы Листвянского муниципального образования Татьяна Горбачевская. – Каждую неделю их судно на воздушной подушке производит два рейса из Больших Котов в Листвянку и обратно. Жители деревни могут съездить за товарами и по другим делам на Большую землю. Эти рейсы также доставляют почту и пенсию. Так что все услуги, несмотря на то, что добраться в населённый пункт можно только по воде, население получает вовремя. В случае экстренной ситуации в туда отправляется экипаж спасателей из Николы.
Цифры официальной статистики говорят, что происшествий на воде становится меньше. Только за 11 месяцев 2010 года их число по сравнению с аналогичным периодом прошлого года снизилось на 27 процентов, на столько же меньше погибло людей. Однако, по мнению инспекторов, дел у их ведомства от этого не убавляется.
- Рейды и патрули проходят и будут проходить постоянно, - рассказал нам во время сборов Алексей Богдашкин. – Идеал – это когда люди вообще не гибнут на воде. Но до этого ещё далеко. Когда мы выезжаем на места, то всегда стараемся объяснить населению, что положительная динамика в нашей работе становится совершенно бесполезной вещью для людей, если в числе утонувших окажется их ребёнок, родитель, супруг, или просто близкий им человек.
Справка:
Ледостав - это процесс установления сплошного ледяного покрова на водотоках и водоёмах.
Длительность ледостава и толщина льда зависят от продолжительности и температурного режима зимы, характера водного объёкта, толщины снега, ветрового режима и др. Малые реки и непроточные водоёмы замерзают скорее больших рек. Горные реки из-за быстрого течения обычно не имеют сплошного ледостава.
Участки, где течение быстрое или куда притекают тёплые воды (сбросовые, грунтовые), могут оставаться свободными от льда и называются полыньями.