Примерное время чтения: 6 минут
1943

Байкальское коварство: на льду озера опаснее, чем на Эвересте?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 12. «АиФ в Восточной Сибири» 20/03/2013
Фотопредоставлены БПСО МЧС РФ

Иркутск, 20 марта – АиФ-ВС. Между тем зимний Байкал не менее опасен и коварен, чем летом, и не прощает водителям беспечности. Однако вопреки всем запретам с каждым годом на лёд выезжает всё больше автотуристов, для любителей подобного времяпровождения даже появляются коммерческие туры. Снаряжаются целые экспедиции, которые стремятся пересечь замёрзшее озеро, не разведав «ледовую обстановку» и не согласовав свой маршрут с МЧС. О том, что это реально опасно для жизни и может нанести вред экологии озера, люди даже не задумываются.

Чем это чревато, наглядно демонстрирует ЧП, случившееся в минувшие выходные в Северобайкальском районе Республики Бурятии. Компания из восьми человек на двух автомобилях решила добраться из населённого пункта Усть-Баргузин в город Северобайкальск по акватории Байкала. Но вовремя до места назначения они не добрались. Поисками пропавших занимались сотрудники МЧС. К счастью для горе-путешественников, на этот раз всё закончилось благополучно.

Многочисленные автомобильные следы во всех направлениях создают иллюзию безопасности. Однако не следует обольщаться - каким бы надёжным ни казался лёд, он всегда может преподнести неприятный сюрприз. Даже посреди разведанной, помеченной вешками дороги может внезапно пробежать опасная трещина. Многие из них и вовсе не замерзают всю зиму, периодически сужаясь или расширяясь. Такие «живые» трещины могут быть забиты льдом, и не факт, что ледяная пробка выдержит очередную машину. Иногда случается, что по безопасному на первый взгляд следу проходят две-три машины, а следующая проваливается.

Коварный «плюс»

Следует иметь в виду и тот факт, что при плюсовых температурах структура льда может измениться за два-три дня. За счёт этого примерно на 20% уменьшится и его грузоподъёмность, поэтому именно в конце марта несчастные случаи на льду становятся самыми крупными и массовыми. Выезжая на замёрзшее озеро, стоит не раз спросить себя, оправданн ли такой риск. Тем более что никакие проводники и ледовые капитаны не смогут гарантировать вам стопроцентной безопасности.

По официальной статистике Байкальского поисково-спасательного отряда МЧС России, за последние десять лет погибли 63 человека (половина из них так и осталась на дне озера), а 203 человека могли погибнуть, если бы на месте вовремя не оказались спасатели. Судя по этим печальным цифрам, на льду Байкала гибнет больше людей, чем при восхождениях на высочайшую вершину планеты Эверест. Там за последние десять лет рассталось с жизнью 38 восходителей. Кстати, один из индийских йогов Свами Нанд Кишор, когда побывал на Байкале, сравнил его с Гималаями.

Несколько лет назад спасатели Байкальского отряда МЧС и исследователи Лимнологического института СО РАН провели мониторинг дна Малого Моря с помощью специального подводного аппарата, оснащённого телекамерой. Только в районе пролива Ольхонские Ворота они обнаружили 55 затонувших в разное время машин и катеров - большинство из них силами МЧС были подняты на поверхность, и дно пролива теперь стало чище.

Ответственность - на бумаге?

В 2003 году один из авторов данной статьи был в числе организаторов первого туристического трофи-рейда по льду на автомашинах и в последующие годы на личном опыте смог наглядно убедиться в реальной опасности подобных экспедиций, от которых мы вскоре полностью отказались. За десять лет зимних путешествий по Байкалу он стал очевидцем шести несчастных случаев и уверен - это очень убедительный опыт, чтобы заключить: автотуризм по льду озера чрезвычайно опасен. Заблаговременно увидеть на зеркальной поверхности при слепящем солнечном свете опасную полынью из кабины двигающегося на большой скорости автомобиля невозможно.

Что говорить о машинах, если даже пешие туристы систематически попадают в трещины? Только в начале февраля этого года спасатели МЧС эвакуировали 13 участников массового перехода по льду Байкала, двое из которых, несмотря на медленное и осторожное движение, провалились в трещину, а остальные получили переохлаждение.

Сегодня в Иркутской области запрёщен всякий выезд автомобилей на лёд вне специальных переправ. На эту тему издан специальный приказ областного правительства, где, кстати, оговаривается и возможность административной ответственности для нарушителей.

Однако механизм действия постановления не отработан и автомобильных трофи-рейдов, не согласованных со спасателями, на льду озера с каждым годом становится всё больше. Например, за 118 тысяч рублей любому желающему предлагается совершить самое протяжённое в мире ледяное автопутешествие по просторам Байкала. При этом организаторы подобных коммерческих экспедиций не сообщают участникам о смертельной опасности и не могут в случае чрезвычайной ситуации организовать самостоятельные спасательные работы. Ту уж, как говорится, думайте сами, решайте сами.

Мнение

А собаки ­ лучше

Впервые побывав в Листвянке, я был поражён, какое огромное количество транспортных средств находится на льду Байкала: автомобили, снегоходы, квадроциклы… Мне кажется, это какое-то неуважение к пространству озера. Почему бы не ввести запрет вообще выезжать на поверхность озера на какой-либо технике? И безопаснее, и экологичнее, и интереснее для туристов было бы, например, заменить авто или квадроциклы собачьими и конными упряжками. Тем более, в том же Иркутске есть масса бродячих собак, для помощи которым постоянно проводят сбор средств. Почему бы не попробовать одновременно решить сразу несколько проблем?

Вячеслав Черемискин, путешественник

Комментарий

Дженнифер САТТОН, член общественной организации «Байкальская экологическая волна»:

- Безусловно, даже сам факт езды по льду Байкала на автомобиле наносит вред озеру. С одной стороны, это беспокоит подводных обитателей - например, нерпу, которая именно в этот период обычно приносит потомство.

С другой стороны, многие авто имеют дефекты, и оставляют за собой химический след масла, бензина или тосола, которые попадут в воду, когда лёд растает. Уже не говоря о том, что автомобиль может провалиться под лёд и остаться на дне озера. Это чревато загрязнением на всех уровнях: металл будет ржаветь на дне, в толщу воды попадёт автомобильное масло, на её поверхности бензин образует плёнку, которая перекроет доступ кислорода для живых организмов в озере…

Мне кажется, что гораздо проще отказаться от поездок по байкальскому льду, зная, какой вред они приносят и какой опасностью чреваты.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ-5 читаемых

Самое интересное в регионах