Сейчас во всех школах лихорадочно устанавливают или проверяют «тревожные кнопки», даже идут разговоры о том, чтобы вооружить охранников. Но у проблемы есть другая сторона, и на наш взгляд, она более важная: металлоискатель на входе не определит душевного состояния ребёнка.
Привыкли к оружию?
- События в столичной школе лишь отражают нездоровье нашего общества, - уверена завуч одной из школ Нижнеилимского района Ольга Петровна. После нашумевших событий преподаватель русского языка и литературы решила провести опрос среди подростков-выпускников, как они проводят день, как развлекаются, чему уделяют больше всего времени… Оказалось, что даже в спокойной провинциальной школе молодые люди по четыре-пять часов в день посвящают компьютерным играм. Излюбленная забава - «стрелялки». То есть большинство детей уже привыкли держать в руках воображаемое оружие, а грань между игрой и реальностью у многих очень зыбкая. При этом, отмечает педагог, школьники всё меньше испытывают потребность проводить время сообща - играть, ходить в гости, нарушается механизм коммуникации и усиливается тяга к разрушению.
- Странно и грустно наблюдать, что под запрет попал мультфильм «Ну, погоди!», при этом дети могут спокойно «рубиться» в сетевые игры, где ты убиваешь даже не воображаемого противника, а персонажа, за которого играет твой сосед по парте, - продолжает мысль иркутская студентка Дарья, у которой подрастает младший брат. - И если почитать, какие угрозы во время игры пишут подростки друг другу, становится страшно.
В ежовых рукавицах
Многие, кто читал о московской трагедии, обратили внимание на одну деталь. Пятнадцатилетний подросток, убивший двух человек, был круглым отличником и мог прямо в классе расплакаться из-за… четвёрки.
Александра Авдиенко |
- Такие комплексы, хоть и не в столь острой форме, для сегодняшних детей - не редкость, - говорит Ирина Федосова, кандидат педагогических наук, заведующая кафедрой социальной педагогики и психологии ВСГАО. - Часто родители, которые сами достигли успеха, бывают гипертребовательными к своему ребёнку, хотят от него идеальной успеваемости. Некоторые, напротив, не состоявшись в той или иной сфере, мечтают утвердиться за счёт сына или дочери. Часто рычагом воздействия становятся наказания или побои и у школьника развивается настоящий ужас перед плохой оценкой.
- Вероятно, московский подросток уже не раз посылал сигналы бедствия и давал понять, что он напряжён, запутан, возможно - находится в панике, - предполагает психолог Александра Авдиенко. - Часто родители и педагоги считают, что если ребёнок покладистый, безропотный, молчаливый, то с ним всё в порядке, воспитательный процесс идёт правильно. На самом деле такое поведение равнодушного маленького робота должно обеспокоить родителей не меньше, чем гиперактивность. Оно говорит о том, что внутри скрываются агрессия, злоба, гнев.
Чтобы привить детям стимул хорошо учиться, ни в коем случае нельзя связывать школьные успехи с отношением в семье, предостерегает психолог. Если ребёнок будет считать, что за неудачи в школе его перестанут любить, он начнёт замыкаться в себе и копить злобу.
Александра Авдиенко уверена, что если бы юноша вовремя попал под наблюдение школьного психолога, на ситуацию ещё можно было повлиять.
Один на тысячу
- После трагедии Сергей Собянин обвинил в произошедшем школьного психолога. Мне кажется, здесь просто нужно было найти виноватого. Как человек, на которого приходится 1200 учеников, мог заметить, что один из них ведёт себя не так, как обычно? - разводит руками Ирина Федосова. - Это же просто абсурд. По официальной статистике, в европейских школах на одного психолога приходится тридцать детей, в российских - в десять раз больше.
В жизни, добавляет кандидат педагогических наук, этот разрыв куда значительнее. Государство активно сокращает штат психологов и социальных педагогов, не понимая, что рубит сук, на котором сидит. И если зарплаты учителям время от времени повышают, то такие специалисты чаще всего остаются в стороне от этого процесса. А значит, большинство сильных и талантливых людей вот-вот найдёт себе условия получше.
При этом часто школьных психологов не воспринимают всерьёз и в педколлективах, считая, что они получают даже свою мизерную зарплату ни за что. Поэтому руководство нагружает их дополнительными обязанностями: где-то они рисуют стенгазеты, где-то - проводят турслёты.
И напоследок. Как пишут центральные СМИ, перед тем как нажать на курок, московский школьник произнёс: «Мне интересно посмотреть, что будет дальше». Специалисты говорят, что такое поведение свойственно людям, которые уже находятся на грани самоубийства, но боятся покончить с собой, поэтому ставят зверский эксперимент на ком-то ещё. И по числу детских самоубийств, и по числу попыток сиуцидов Иркутская область - одна из лидеров в стране. А это уже очень серьёзный повод задуматься.
Комментарий
Мария Кормильцева, учитель русского языка и литературы одной из иркутских школ:
- За шесть лет, которые я работаю в школе, не встречалась с проявлениями жестокости или откровенной грубости со стороны учеников. Но при этом дети и подростки всё чаще смотрят на нас как на прислугу. Авторитет профессии за 10-15 лет серьёзно упал, и его, как мне кажется, сломило государство. Даже в законах прописано, что мы «оказываем образовательные услуги». А отсюда автоматически следует другой постулат: «Клиент всегда прав». Сегодня за двойку на педагога можно пожаловаться в массу инстанций и даже на пустом месте его засудить: мол, нарушили права ребёнка. Мне приходилось сталкиваться со случаями, когда сын получает двойки, а мама, вместо того чтобы заняться воспитанием, пишет на педагога заявления… Поэтому даже в самой благополучной школе современный учитель не чувствует себя в безопасности: в сложившихся условиях ничего не стоит лишить его работы или даже отправить за решётку.
Смотрите также:
- Школа выживания. К чему приводят конфликты учителей с учениками →
- Пятый класс не легче первого →
- Учитель сегодня «в загоне» →