Иркутский кинобум. Сможет ли Приангарье стать фабрикой грёз?

Была бы камера, несколько энтузиастов-сподвижников рядом да хорошая идея. Кто-то довольствуется короткометражками и ю-тюбом, кому-то необходим полный метр и прокат в кинотеатрах.    
   

Иркутск в плане кинопроизводства никогда не был провинциальным городом. Вплоть до конца 1980 годов здесь работала известная на всю страну Восточно-Сибирская студия кинохроники. Теперь новое время и новые амбиции. Кроме традиционных документальных лент за последние полтора года в у нас сняли сразу три полнометражных художественных фильма. В октябре прошлого года прошла премьера комедии «Похабовск. Обратная сторона Сибири» Юрия Яшникова, в апреле нынешнего года в прокат вышла ироничная и авантюрная мьюзик-драма «Аномалия» Антона Кодкина. Буквально 29 августа в Черемхово состоялся первый показ полного метра исторической мелодрамы «Тара» Елены Горбуновой.

Каковы перспективы развития собственной киноиндустрии в Иркутской области и что для этого необходимо сделать? Об этом наш разговор с председателем Иркутского регионального отделения Союза кинематографистов России Ольгой Бельской.

Ольга Бельская. Фото Екатерины ЛОБАН

Обратный процесс

Ольга Андреева, «АиФ-Иркутск»: - Вполне можно констатировать, что в Иркутске кинобум. Скажите, Союз имеет к этому какое-то отношение?

Досье:
Ольга Герасимовна Бельская родилась в Бурятии. В 1987 году закончила журфак ИГУ. Автор и режиссёр более десяти неигровых фильмов. Имеет дипломы и награды российских и международных кинофестивалей за лучшие фильмы.

- Сказать, что при участии Союза происходят съёмки, было бы неправдой. Но мы, безусловно, стараемся помогать. Союз, это, прежде всего, площадка, которая объединяет людей, занимающихся одним делом. У нас они быстрее могут объединяться в команды и создавать проекты или заниматься какой-то просветительской деятельностью. В частности, мы в течение четырёх лет организуем программу «Киношкола Союза кинематографистов «Восточная Сибирь», где учатся люди, которые хотят снимать кино. Понятно, что ВГИК от нас очень далёк. Во-первых, это очень дорогостоящее обучение, во-вторых, не каждый человек может себе позволить учиться в Москве. Хотя, надо сказать, что многие уезжают. Радует, что сейчас начинается обратный процесс: те, кто попробовали себя в столице, возвращаются сюда и начинают развивать региональное кино. Например, тот же Антон Кодкин, который несколько лет жил в Москве. Вернувшись сюда, именно здесь в Иркутске он сначала поставил спектакль «Кольцо для Эдит» и теперь снял художественный фильм «Аномалия».

Оказалось, что перед Юрой Яшниковым и его командой стояла точно такая же проблема - нехватка специалистов в области киноиндустрии. Они признались, что если бы знали о том, что в Иркутске есть филиал ВГИКа, сразу бы туда пошли.

- А у нас есть филиал ВГИКа?

   
   

- Он открылся на базе иркутского кинотехникума. В этом году в филиале на базе среднего образования уже набрали курс звукорежиссёров и светотехников. Для тех, у кого уже есть высшее образование, откроются курсы повышения квалификации. С октября на них будут обучаться по специальности «сценарист и режиссёр документального кино». Вообще, самое сложное - это набор режиссёров и операторов, потому что они всегда идут в связке. Невозможно открыть набор режиссёров, не открыв приёма на операторов.

- Для чего это делать? Не может быть много режиссёров и операторов. Всё-таки эти профессии всегда были элитные, требующие не просто способностей, а таланта. У нас уже есть филиал Щукинского училища. Сейчас ещё при училище искусств откроем филиал Московской консерватории.

- А что плохого, когда люди могут получать хорошее образование? Иначе получается дискриминация по отношению к регионам. Она же проявляется не только в экономике и политике, но и на интеллектуальном уровне. Если у меня нет денег и я не могу поехать учиться в Москву, значит, не могу получить хорошее образование?

Кладезь идей и талантов

- Не правильнее ли в Москве собирать самых талантливых со всей страны и давать такое образование бесплатно? Тогда они точно будут учиться в Щукинском училище, консерватории или ВГИКе, а не в каком-то филиале за тысячу километров.

- Но они в Москве и останутся, потому что возвращаются единицы. Наша задача как раз в том и состоит, чтобы здесь создать питательную среду для рождения и становления местных специалистов. Не исключено, что некоторые из них со временем станут большими художниками. Надо учитывать ещё один немаловажный аспект. Сейчас Москва задыхается от отсутствия тем как в художественном, так и в документальном кино. К нам на киношколу в 2012 году приезжал очень известный сценарист Александр Новотоцкий («Старые клячи», «Возвращение», «12»). Он так и сказал: «Там делать нечего, всё исписано и всё исхожено. Теперь здесь кладезь идей и талантов».

- Допустим, Иркутск - такой кладезь. Как открыть заветный сундучок?

- Сейчас достаточно способов и возможностей. Давайте проанализируем ситуацию на примере фильма «Похабовск. Обратная сторона Сибири». Его сняли ребята, в принципе далёкие от кино. Это кавээнщики, и основная их сильная сторона - очень хорошая организация. Им хватило ума довести процесс до конца. Не просто создать фильм, как многие из нас делают: «Я выразился, тему обозначил, а дальше мне всё равно». Они же продумали систему до конца и построили настолько грамотный пиар, что о фильме знали уже тогда, когда он только снимался. В результате его показали в 20 сибирских городах и нескольких кинотеатрах Москвы. Сейчас этот фильм по линии Молодёжного центра при Союзе кинематографистов продвигают на различные фестивали.

Если речь идёт о создании документальных фильмов, то те, кто их снимает, пишут заявки на получение субсидий. К примеру, у нас есть достаточно известная студия Марковых, у которых нет никакой другой работы, кроме съёмок документального кино. И они каждый год пишут заявки. Есть такая программа «Культура России» при федеральном Министерстве культуры, которая каждый год объявляет конкурсы на съёмку игрового и неигрового кино. Обычно на 40-45 минутный документальный фильм необходимо 750 - 800 тыс. руб. Сейчас в этой программе есть номинация «спецпроекты». По этой номинации на съёмку неигрового кино можно получить от 2 млн руб., но требуется защита в Москве.

- Насколько реально сделать большую современную киностудию в Иркутске. Вообще, такая тема в Союзе кинематографистов когда-нибудь обсуждалась?

- Конечно, обсуждалась, но Союз - организация общественная и не располагает такими ресурсами. Сегодня в основном каждый предпочитает работать на своей студии. Так удобнее и даже в чём-то выгоднее. У нас, кстати, два года назад после разговора Сергея Мирошниченко с губернатором Сергеем Ерощенко были выделены средства на покупку оборудования и автомобиля для съёмок документального кино. Средства были направлены Иркутскому областному кинофонду. Те ребята, которые снимают или будут снимать кино, должны знать, что оборудование такое в Доме кино есть и его можно использовать на правах аренды.