Когда прыгнем выше? Какими силами добиваются успеха иркутские гимнасты

В спорте остаются те, кому нравится ощущать адреналин. © / Карина Евдокименко / АиФ

   
   

Вначале, когда прыжки на батуте только появились в области, в помещениях, где занимались юные спортсмены, стояло настолько старое оборудование, что работать с ребятами можно было только на уровне города, области, или, максимум - Сибирского федерального округа. Сейчас же, спустя почти 15 лет, Приангарье может похвастаться мастерами международного класса.

В частности, иркутские спортсмены положили в копилку достижений свыше 60 медалей соревнований различного уровня. А в сборную команду страны, которая в начале ноября отправится в США на первенство мира, от Иркутской области попало 5 человек.

Накануне Всероссийского дня гимнастики, который спортсмены отмечают 25 октября, корреспондент «АиФ в ВС» встретилась с Сергеем Баранниковым, старшим тренером ДС «Юность», чтобы поговорить о проблемах развития прыжков на батуте в России и регионе.

«Тренер спортсмену - и папа, и мама, и няня, и диетолог, и массажист, и врач, и друг, и в первую очередь – психолог». Фото: АиФ / Карина Евдокименко

И няня, и психолог

Карина Евдокименко, «АиФ»: - Сергей Аркадьевич, как вы думаете, кто появился первым: спортсмен или тренер? Иначе говоря, от кого победа больше зависит?

- Я никогда не считал, что если спортсмен уникален, он добьётся больших результатов самостоятельно. Также и тренер - будь он хоть семи пядей во лбу, не может подготовить чемпиона мира или олимпийского чемпиона из любого подопечного. Только в тандеме можно добиться результата. Мы с детьми проводим очень много времени, иногда даже больше, чем их собственные родители. Ездим в лагеря, на сборы, и ответственность за жизнь и здоровье ребёнка полностью лежит на нас. Тренер спортсмену - и папа, и мама, и няня, и диетолог, и массажист, и врач, и друг, и в первую очередь - психолог. В экстремальном спорте всегда присутствует такой фактор, как страх. С ним сталкиваются все, когда дело доходит до выполнения какого-то сложного элемента. Попробуйте представить: вы переворачиваетесь назад через голову. Для человеческой природы это в принципе несвойственно, это противоестественно. И тренер, как психолог, обязан найти такие слова, которые помогут его воспитаннику преодолеть преграду. В спорте остаются те, кому нравится ощущать адреналин в крови, кто жаждет уметь больше, чем другие сверстники.

   
   
Серегй Бранников. Фото: АиФ / Карина Евдокименко

Досье:
Сергей Баранников, старший тренер-преподаватель высшей квалификационной категории, спортивный судья международной категории. В 2010 году победил в муниципальном конкурсе «Лучший педагог дополнительного образования». В 2013 году получил премию губернатора «Лучший педагогический работник по физической культуре».

Кстати:
У большинства людей слово «гимнаст» ассоциируется с гимнастикой художественной. Не удивительно, потому что это один из самых разрекламированных и популярных видов спорта. Многие уверены, что спортсмены, прыгающие на батуте, - акробаты, ведь одна из дисциплин прыжков на батуте - «акробатическая дорожка» до 1998 входила в спортивную акробатику. А это совсем другой вид спорта. Прыжки на батуте относятся к Международной федерации гимнастики, а значит и выступающие спортсмены - гимнасты.
- Государству интересно популяризировать прыжки на батуте? Есть ли проблемы, которые мешают развитию этого вида спорта и как у нас в регионе обстоят дела с финансированием?

- Существуют две основные проблемы: достойный спортзал и, собственно, финансирование. На спорт выделяется не то количество денег, которое хотелось бы. Очень многое зависит от руководства школы, города, области или края. Если власть стоит лицом к спорту, то жители это чувствуют. В советские времена у нас хватало спортивных помещений, и тридцать лет никто спортзалы не строил. Потом они стали появляться, но парадокс в том, что если раньше населения в Иркутске было больше и места хватало, то сейчас людей меньше, залов больше, и всё равно дефицит! Почему? Потому что появился интерес к спорту, к физкультуре. И ситуация такая во многих регионах. Взять, например, Краснодар, где батут очень развит. Оттуда вышли олимпийские чемпионы - Москаленко и Караваева. Но и там тоже не хватает специализированных площадок! Для Приангарья этот вид спорта пока молод, он развивается всего в трёх городах: Братске, Ангарске и Иркутске. И спорт этот претенциозный, дорогостоящий: только хороший батут стоит порядка 600 тысяч рублей, но одного мало, нужно минимум два. А ещё дорожки, и обкладочные маты, и вырастает это в круглые суммы - далеко не каждый бюджет города может себе такое позволить.

- На какие средства вы тогда существуете? Родителей или спонсоров?

- За последние годы мы почувствовали, что нами интересуются. Но чтобы обратить на себя внимание властей, в своё время пришлось вложить немало личных денег: мы ездили на первенства России, Европы и мира за свой счёт! Нужно было продемонстрировать, что мы конкурентоспособны на международном уровне, что хорошие результаты на выступлениях перестали быть для нас единичным случаем. И уже третий год, как в области прыжки на батуте включили в список приоритетных видов спорта. Мы переоборудовали спортзал. И некоторые федеральные программы начали идти нам на пользу.

Фото: АиФ / Карина Евдокименко

Призвание или досуг?

Подавляющее большинство родителей хотят занять своих ребятишек спортом, и почти всегда неважно - каким. Часто взрослые забывают поинтересоваться, чего же хочет их сын или дочь. И напрасно, ведь расстраиваются больше всего сами родители, когда слышат отказ принять их чадо в тот или иной «кружок».

- У нас, как и в любом виде спорта, очень высокие требования к начинающим спортсменам. Кроме того что ребёнку, конечно, нужно быть прыгучим, координированным, сильным, гибким, он непременно должен быть смелым. В моей практике много таких примеров, когда приходят ребятишки с великолепными физическими данными, а смелости выполнить элемент посложнее не хватает - значит, прогресса в работе почти нет. Но надо иметь в виду, что смелость бывает разной. Ввязаться в драку, ударить кого-то или самому «отхватить» - это один страх или смелость. А спрыгнуть с высоты - это другой страх или другая смелость. Кто знает, если бы Пеле играл в шахматы, достиг бы он результатов Каспарова или Алёшина? Сомневаюсь. У каждого - свои данные.

- Сергей Аркадьевич, насколько сложно выйти спортсменам на международный уровень? Существует ли в вашем виде спорта доля бюрократии?

В этом спорте ко всем высокие требования. Фото: АиФ / Карина Евдокименко

- Федерация прыжков на батуте России в этом плане довольно объективна. У каждого спортсмена есть свой рейтинг. И каждый год он обнуляется. Сейчас, например, сформировалась сборная спортсменов России. Как только они выступят на международных соревнованиях - всё начнётся с начала. Я считаю, что это правильный спортивный принцип. Если ты прошёл отбор, удачно выступил - то тебе и защищать честь страны, если не смог, «зазвездился», травмировался - всё, ты никто, Да, где-то в истории ты оставил след, но в данный момент от тебя проку нет. В нашей федерации, на мой взгляд, спортсменов оценивают не предвзято, с «другими видами спорта» разговариваешь, слышишь от них: «Вот у нас там за деньги можно пробиться или на личных контактах». Не могу сказать, что прыжки на батуте на 100% лишены бюрократических проволочек, но, тем не менее, федерация стремится, чтобы за Россию выступали сильнейшие.

- Не пора ли иркутским прыгунам замахнуться на Олимп?

- В олимпийскую сборную попасть очень сложно. Существуют сильнейшие ростовская, краснодарская, питерская, ивановская школы, у них есть обширная история, много опыта и наработок. В этом году федерации прыжков на батуте исполнится 50 лет, а нашему региональному отделению в следующем году будет только 15. Поэтому у нас ещё всё впереди.

Смотрите также: