Бизнес-молодость по-иркутски. Есть ли будущее у начинающих предпринимателей

«Делитесь идеями, будьте открыты миру – и вас ждёт успех». © / pixabay.com

На прошлой неделе в Иркутске прошло интересное мероприятие - Байкал Бизнес Форум «Точки роста. Матрица развития». На одной из его площадок прошёл круглый стол «Молодёжное предпринимательство».

   
   

Как известно из новейшей истории России, «разгул» предпринимательства в нашей стране пришёлся на 1990-е годы теперь уже прошлого столетия. Тогда в бизнес ударились все: кто-то по вдохновению и таланту, но большинство просто потому, что надо было выживать. Деньги делали буквально из воздуха, в прямом и переносном смысле. За четверть века ситуация кардинально изменилась. Теперь каждый второй молодой человек не стремится «поднять бабла». Во-первых, на чупа-чупсе уже не сделаешь капиталов, опоздали. Во-вторых, чтобы начать с чего-то, надо что-то вложить: труд, интеллект, деньги в конце концов.

Как от брелоков шагнуть к робототехнике?

Что же делать тем, у кого в крови всё-таки заложен дух предпринимательства? На круглом столе широко презентовали Центр молодёжного инновационного творчества «Байкал». По словам его руководителя Романа Кононенко, по всей стране сейчас работает 100 таких центров. Созданы они при поддержке Министерства экономического развития РФ.

- В советское время была сильно развита кружковая деятельность. Ребята всё время что-то делали своими руками при помощи обычных инструментов. Задача таких центров, в том числе нашего, делать какие-то вещи уже на современном оборудовании. Это 3D-принтер, сканирование, фрезерное, лазерное оборудование, оборудование для работы с электроникой и различный ручной инструмент. Каждый может прийти и воплотить свою задумку. Очень хорошие условия для ребят, которые хотят связать свою жизнь с технологическим предпринимательством и которым необходим доступ к оборудованию, чтобы изготовить макет или прототип. Вход у нас свободный для всех. Каждый может прийти, даже если у вас просто есть идея и вы пока не знаете, как её воплотить. Абсолютно бесплатно проконсультируют и скажут, куда дальше двигаться, чтобы что-то получилось.

По словам Романа Кононенко, в прошлом году в ЦМИТ пришли около тысячи человек. На выходе осуществилось пять-семь проектов. Чаше всего хотят что-то сделать, но в основном идут на продукцию низкого передела: на станке что-то изготовили, получили деталь - она же товар. К примеру, один школьник начал делать на станке брелочки и успешно ими в школе торговал. Для изготовления продукции более высокого передела, который включает в себя электронику, механику и программную часть, необходимы компетенции в образовании, знание основ программирования, электроники, конструирования. Но всё еще впереди, считают в Центре.

Чем поможет интернет?

В отличие от тех, чья молодость пришлась на лихие 90-е, детство и юность нынешних 20-30 летних - время компьютеров и Интернета. Это цифровое поколение, и чем меньше лет - тем больше гаджетов. Герои нынешних молодых предпринимателей - создатели социальных сетей, супердвижков и мобильных приложений. Ведь все они молоды и неприлично богаты.

   
   

- Конечно, вначале очень хотелось быстренько сделать сайт, потерпеть несколько месяцев, и в своих мечтах ты уже миллионер. Но жизнь внесла свои коррективы, - рассказывают создатели и руководители проекта «Торговая площадка российских производителей» Артём Овсянников и Евгений Герасимов. Это портал www.made-in-ru.ru, на котором ребята собирают всех российских производителей. Грандиозность своего проекта стартаперы не скрывают. Ведь фактически это российский аналог AliExpress.comи Alibaba.com. В этот проект уже вложился Фонд поддержки предпринимательства Иркутской области. Но нужны ещё инвесторы на 15 млн рублей, и тогда, обещают молодые предприниматели, за любым российским товаром вы будете ходить только на этот сайт. Любопытно, что Евгений Герасимов дал зарок в поддержку всего российского целый год пользоваться всем только отечественным - от одежды до еды.

Руководитель ООО «Кнопка «Жизнь» Юрий Малушко также уверен, что его проект только федерального уровня, аналогов которого у нас в стране ещё нет. Это мобильная скорая помощь по телефону. В ваш мобильник вводится программа экстренного вызова, и в случае необходимости вам нужно будет её только нажать и связаться с оператором, который, как говорит создатель, круглосуточно ждёт вашего звонка. У проекта уже 5 тыс. подписчиков и договорённость с Иркутским авиационным заводом об установке такой кнопки 14 тыс. пенсионерам завода. Для развития этого проекта заявлена потребность в инвестициях в размере 5 млн рублей.

Как стать успешным?

Кстати:
Эксперты считают, что из 100 бизнес-идей до стадии реализации доходят только 10. При этом успешными из них можно считать буквально 2-3. Причём такая статистика характерна не только для России, но и в целом для мировой экономики.
Помочь российским фермерам, но опять же в Интернете, намерен и молодой предприниматель Павел Питкянен. «Агромаркет.рус» - интернет-магазин свежих товаров от фермеров. Этот проект также поддержан Фондом поддержки предпринимательства Иркутской области, впрочем - как и все, представленные молодыми предпринимателями. - Сейчас неплохо развита помощь молодым предпринимателям со стороны государства, и надо этим активно пользоваться. Не надо бояться и думать, что вас никто не станет слушать и даже на порог не пустят, - уверен молодой бизнесмен. В послужном списке Павла несколько бизнесов разной степени успешности. Он не скрывает, что на одном из них потерял несколько миллионов, но неудачи молодого человека не останавливают.

- Я сделал для себя два основных вывода. Во-первых, нельзя что-то организовывать только на свои деньги. Когда есть инвестор, шевелишься больше, ведь в деле не только твои средства, но и чужие, а это не позволяет расслабляться. И во-вторых - ни надо думать, что ты один такой умный, что если ты свою идею расскажешь кому-то, у тебя её обязательно украдут, сами на ней разбогатеют и ты останешься не у дел. Это большое заблуждение. Делитесь своими идеями, будьте открыты миру. Это позволит вам избежать очевидных ошибок и привлечь на свою сторону последователей.

Комментарий:

Создатель коворкинга в БЦ «Лермонтов» (Иркутск) Алексей Егоров:

- Далеко не все, кто занимается бизнесом, являются предпринимателями. Я свой путь в бизнесе начинал в начале 1990-х, когда мы таких слов даже не знали. Теперь делю людей на три категории. Это так называемое «самозанятое» население. Человек может заниматься репетиторством, грузоперевозками, варить, стряпать. Он может даже неплохо зарабатывать и вполне обеспечивать семью. Но его дело зависит только от него. Перестал работать, закончилась история. Ни о каком развитии речи не идёт. Второй вариант - это бизнесмен. Человек, который работает на руководящих должностях в различных структурах. И частных, и государственных. Меняются люди, структура остаётся. И наконец, третий тип - это собственно предприниматели. Люди, которые что-то предпринимают, находят возможности там, где другой человек ничего никогда не увидит, создают компании, масштабируют бизнес, завоёвывают новые рынки. Такие люди всегда были, есть и будут. И пусть в Иркутске их станет больше и для них станут создавать условия.

Особое мнение:

Директор Фонда развития малого и среднего предпринимательства Томской области Александр Глок:

- К сожалению, мы вообще в большинстве своём не приспособлены думать на 15-20 лет вперёд, но эту психологию необходимо в корне менять. В Томске на 500 тыс. жителей приходится 100 тыс. студентов. То есть у нас каждый пятый житель - молодой человек, обучающийся в вузе. Понятно, что нам сам бог велел заниматься инновациями, ведь это дело молодых по определению. Но единицы готовы потратить 20 лет своей жизни на процесс с непредсказуемым результатом. Особенно не хотят думать долговременно чиновники. Их горизонт планирования максимум три года. Тем не менее другого выхода нет. Любая деятельность, инновационная, предпринимательская - как ни назовите, требует усилий, времени и средств.

Смотрите также: