В иркутской типографии готовится к выходу книга «Подвиг верности». Десятки женских историй о том, как ждали, молились, терпели, как хранили верность мужу-воину и после его смерти. Истории Евдокии Калугиной там не будет.
Евдокия Павловна о любви не говорит. Вспоминает, как уже после смерти мужа Алексея Калугина к ней на работу в детский лагерь приехал его брат Николай. «У нас перекличка идёт, а он: «И меня запишите». А голос-то калугинский. Я сначала аж похолодела, а потом - плачу, кричу, не могу успокоиться. Детей вывели. Кричала, чтобы больше не приезжал - он так и не появился после этого, - вспоминает вдова. Уже после Евдокия Павловна упомянула в разговоре, что замуж больше так и не вышла. Сейчас, через сорок с лишним лет, она пережила своего Алексея на полжизни.
Никто не забыт?
Алексей Михеевич Калугин родился 15 мая 1925 года, служил на Востоке. Его призвали из бухты Тетюхе Амурской области в 1941-м, а в 1947-м он вернулся сержантом. «Весельчак и балагур, «Тёркина» знал наизусть. В сорок восьмом в Невельске мы с ним поженились, а через два года родилась Наталья, - вспоминает женщина, - дочери был противопоказан морской климат, поэтому переехали в Ангарск». Алексей работал начальником пожарной охраны. Когда в 1967-м муж умер - по словам Евдокии Павловны, вместе с документами почему-то забрали и его медали (юбилейную - в честь 20-летия победы над Германией и «За отвагу»). С этих пор женщина так и не смогла доказать государству, что она вдова ветерана.
Предметы на столе бывшей учительницы можно рассматривать, как кольца на дереве. Вот довоенный период - снимок семьи мужа: родители-староверы и двенадцать детей из села Колумба. Тридцать-сорок лет назад появились альбомы с фотографиями учеников. Новейшая история - стопка писем: от президента, из министерства обороны, из государственного архива…
«Каждое письмо я начинаю эпиграфом «Никто на забыт, ничто не забыто». Доказать, что я вдова ветерана, узаконить своё право, решила лет десять назад по совету знакомых. Когда написала первое письмо, даже не усомнилась, что его найдут: человек ведь не иголка в стоге сена. Теперь вам рассказываю, а сама уже почти не верю, что удастся что-то изменить», - говорит 82-летняя вдова.
По ответам на письма женщины можно отследить все инстанции: от президента до вдовы фронтовика. Кроме одной, пожалуй. Из президентского отдела корреспонденции письмо пересылают в министерство обороны, оттуда оно идёт в государственный архив, затем - в военкомат Иркутска. Иркутяне отвечают, что переслали материалы в ангарский военкомат, и на этом цепь прерывается.
Отзовитесь!
Как сообщила корреспонденту «АиФ в ВС» помощник начальника отдела военкомата Ангарска Нелли Данилова, во время войны не велось персонального учёта, и сейчас, чтобы спустя столько лет найти человека, недостаточно имеющихся данных:
- Мы обращались и в министерство обороны, и в филиал архива. Получили подтверждение от военкомата, что боец с таким именем действительно призывался, но чтобы признать женщину вдовой ветерана, этого недостаточно...
Ангарская газета недавно написала о друге Алексея Калугина, который на восточном фронте «штурмом брал и дворцы, и Хинган». «Если бы Алексей дожил, сейчас тоже грудь была бы в орденах», - делится Евдокия Павловна. Теперь победителя словно не было в истории войны.
Сейчас узнать что-то об Алексее Михеевиче Калугине (церковное имя Агап) старается поисковый отряд «Искатель» из Усолья-Сибирского. И всё-таки нам нужна ваша помощь. Отзовитесь, пожалуйста, если вы знаете, на каком именно фронте, в каком полку и батальоне служил Алексей Калугин. Его фамилия в современных списках, увы, не значится. Пока...
Комментарий:
Максим Торопкин, руководитель поискового отряда «Искатель» г. Усолье-Сибирское:
«Военкомат - официальный орган, и его подтверждения должно быть достаточно, чтобы признать этого бойца ветераном. Нужно только узнать номер военного билета. В конце концов, номер его части мог быть засекречен».
Смотрите также:
- Продолжение следует. Как оживить историю - знает усть-кутский краевед →
- Дневники войны. «АиФ» открыл в Иркутске уникальную уличную выставку →
- Женщина спасает от забвения затерянные в архивах имена и судьбы →