«112» - номер русской «службы спасения»

   
   

С 1 января 2000 года в России работают единые дежурно-диспетчерские службы (ЕДДС). Они нужны, чтобы повысить готовность местных органов власти и муниципальных служб к совместному реагированию в случае угрозы или возникновения ЧС.

Как сообщает пресс-служба ГУ МЧС России по Ирукутской области, введение системы ЕДДС проводится в рамках распространения на территории России единого номера службы спасения – 112. Единые дежурно-диспетчерские службы станут основой для его работы. Согласно «Концепции создания системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб через единый номер «112» на базе единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований», внедрение «112» должно завершиться в 2012 году. Это значит, что и создание единых дежурно-диспетчерских служб во всех регионах, в том числе и в Иркутской области необходимо закончить к этому сроку.

Единый номер службы спасения 112 направлен на организацию удобного вызова экстренных оперативных служб по принципу «одного окна». При возникновении происшествия он дает людям возможность не задумываться о том, какая именно служба необходима и какой номер требуется использовать для доступа к ней. Как следствие, он позволит уменьшить гибель и травмирование людей и снизить возможный социально-экономический ущерб.

По закону, ЕДДС должны быть созданы в каждом муниципальном образовании. Однако на деле, даже спустя 10 лет, это произошло не везде. Несмотря на то, что Иркутская область считается одной из лучших в Сибири по количеству и качеству работы ЕДДС, проблемы здесь все равно остаются. На карте Приангарья и сейчас есть точки, не покрытые сетью ЕДДС. По словам начальника Центра управления в кризисных ситуациях МЧС России по Иркутской области Евгения Рязанова, таких районов в Прибайкалье три.

- Пока до конца не решен вопрос о создании органа повседневного управления в Шелеховском, Бодайбинском и Черемховском районах. Основная причина, по которой руководители муниципалитетов не находят возможности создавать ЕДДС – отсутствие финансовых средств при высоко дотационном бюджете. Органы прокуратуры этих муниципальных образований были проинформированы нами о складывающейся ситуации.

Мэр Бодайбинского района Евгений Юмашев считает, что для бюджета муниципалитета сумма по содержанию службы неподъемна. Примерно 2 миллиона рублей, таков по его расчетам размер «стартового капитала» для того, чтобы ЕДДС заработала и на его территории. В него включено все: от аренды помещений до обучения специалистов и выплаты им заработной платы. Тем не менее, руководитель не оставляет попыток найти приемлемое решение для того, чтобы исполнить закон.

   
   

- К сожалению, в законе обязанности прописаны, а вот где, взять финансовые средства, не сказано. У нас не хватает денег даже на 100 % выплату заработной платы бюджетникам, а тут еще и дополнительные расходы. Недавно мы обратились к муниципальному предприятию «Водоканал» с просьбой помочь нам в решении этой проблемы. Теперь ждем решения и надеемся, что его руководство пойдет нам навстречу. Если этого не произойдет, создание ЕДДС в районе снова отодвинется на неопределенный срок.

Однако, как показывает практика, дежурная служба может обойтись для местного бюджета куда более «менее малой кровью». Один из примеров – Мамско-Чуйский район. Там новая структура появится уже с 1 ноября текущего года. Как отмечает Александр Богун, ВрИО мэра Мамско-Чуйского района, на ее создание им понадобилось около 120 тысяч рублей.

- Нам пришлось сократить 4 единицы в составе администрации, освободившиеся средства перешли на заработную плату диспетчеров вновь создаваемой структуры. Их рабочее место располагается в здании администрации, поэтому дополнительных расходов в связи с приобретением или арендой помещения мы не понесли. Своими силами сделали в нем ремонт, специалистов обучили бесплатно на базе пожарной части. Получается, что деньги понадобятся только для выплаты заработной платы, а это примерно и есть 120 тысяч рублей в год.

Нашли выход и руководители многих других муниципальных районов области. Поэтому в них ЕДДС начнет функционировать еще до конца 2010 года. Это Жигаловский, Братский, Усть-Удинский, Ольхонский, Качугский, Катангский и Куйтунский районы. Сейчас там ведется работа по подготовке помещений, изменению штатного расписания аппарата администрации и подготовке необходимых правовых актов.

В Ангарске диспетчерская служба появилась задолго до того, как она начала распространяться по всей стране – еще в 1992 году. Отличаясь аббревиатурой, ОДС - оперативно-диспетчерская служба, по сути, она выполняла те же самые функции: организовывала взаимодействие при ЧС, координировала силы и средства, привлекаемые для ее ликвидации. С реформированием законодательства в 2000-м, изменив свое название, она продолжила выполнять прежние задачи, и на сегодняшний день, по словам ее руководителей, является важным звеном в обеспечении безопасности жизнедеятельности населения.

- Преимущества наличия такой службы очевидны: сбор и анализ оперативной информации, все находится в одних руках, - отмечает Сергей Ступин, заместитель директора МБУ «Служба Ангарского муниципального образования по ГО и ЧС». Ежедневно в 10 утра на пульт оперативного дежурного ЕДДС приходят данные об обстановке на всех 21 потенциально опасных предприятий Ангарска и района. Кроме того, такие данные нам представляют объекты ЖКХ, электроснабжения, теплоснабжения, социально значимых объектов по комплексной безопасности, а также других объектов экономики, от работы которых зависит жизнеобеспечение населения. В нашей службе данные обобщаются, анализируются и ежедневно направляются мэру города.

Как один из последних примеров оперативного реагирования на угрозу возникновения ЧС Сергей Ступин вспоминает майское происшествие, связанное с несанкционированной врезкой в нефтепровод АНХК. Тогда произошла утечка около 40 литров нефти. Для ликвидации последствий были немедленно подняты все городские силы и средства: спасатели, пожарные, сотрудники Роспотребнадзора, оперативные группы силовых структур. Их скоординированные действия позволили минимизировать вред от попавших в землю нефтепродуктов.

Кстати, только за неполных 10 месяцев 2010 года в Приангарье произошло 10 чрезвычайных ситуаций, предотвращено возникновение еще 68 ЧС в области. Как отмечает начальник Центра управления в кризисных ситуациях МЧС России по Иркутской области такие показатели по предотвращению чрезвычайных происшествий в нашем регионе - во многом заслуга именно качественной работы оперативных дежурных ЕДДС. Учитывая этот факт, а также то, что Иркутская область является регионом, где присутствуют практически все виды природных и техногенных рисков, - подчеркивает Евгений Рязанов, - на нашей территории не должно быть «белых пятен», где нет Единых дежурно-диспетчерских служб. Руководители муниципальных органов власти обязаны помнить, что одна из первоочередных задач, стоящих перед ними, - это обеспечение на должном уровне безопасности людей, проживающих на их территории. Нивелирование важности именно этой области жизнедеятельности может привести к непоправимым последствиям в случае ЧС, сообщает пресс-служба ГУ МЧС России по Иркутской области.

Смотрите также: