Наметились изменения в судьбе сразу двух северных лесных массивов, о которых мы рассказывали читателям «АиФ».
Между заказником и парком
«Лебединым озёрам» - быть. Спустя полтора месяца после того, как уникальные водоохранные леса в сентябре едва не пошли под топор, в министерстве природных ресурсов было решено присвоить территории статус особо охраняемой.
Проект заказника на озёрах, где гнездятся редкие птицы и обитают десятки видов исчезающих животных, родился в районе ещё двадцать лет назад. Местная Дума пыталась создать в районе мини-заповедник, который не был признан законным областными властями. В понедельник в Иркутске прошло рабочее совещание, посвящённое судьбе озёр, официально - территории верхнего и среднего течения реки Окунайки. Теперь в течение двух недель администрация района должна определиться, какой именно статус получат «Лебединые озёра». Выбор идёт между двумя вариантами: природный парк или заказник. Плюсом первого назвали свободный доступ туристов на его территорию, следовательно, - развитие района. Однако есть минус такого варианта: природных парков областного значения в нашем регионе ещё не было, и механизм того, как должна «работать» подобная территория, ещё не налажен.
Областной заказник, напротив, - вариант испытанный и проверенный: на территории Приангарья таких сегодня действует одиннадцать. Однако, как отметила глава Минприроды области Ольга Гайкова, заказники регионального значения в Иркутской области охраняются «недостаточно хорошо». Пример можно найти в том же Казачинско-Ленском районе: несколько лет назад там прекратил существование когда-то самый большой заказник областного значения «Туколонь».
По предварительным оценкам, организационные затраты на создание нового заказника или природного парка составят около 400 тысяч рублей. В какую сумму обойдётся содержание заказника, - возможно, станет известно в ближайшие несколько недель на повторном совещании.
Топор навис над бором
Тем временем в северном посёлке Невон, расположенном недалеко от Усть-Илимска, местное население по-прежнему пытается спасти пять гектаров соснового бора. Накануне невонцы отправили свои обращения в Генеральную прокуратуру.
Полоса леса шириной от 50 до 200 метров проходит вдоль одной из улиц посёлка и защищает крутой склон от размывания. После того, как нынешним летом в огне погибли десятки деревень Центральной России, близ Невона началась сплошная рубка леса. Местные власти объясняли её профилактическими мерами по предупреждению пожаров. В августе массовый протест жителей остановил вырубку. Точнее, приостановил.
Уже в октябре, по словам лидера защитного движения Натальи Вильянен, Усть-Илимская межрайонная прокуратура признала рубку законной.
- Даже крайне упрощённым Лесным кодексом РФ, принятым в 2007 году, запрещены вырубки в противоэрозионных лесах, - комментирует новое решение женщина. - Склон уже серьёзно пострадал от гусениц работавшей в лесу техники. Теперь поступило предписание создать вокруг посёлка «пожароустойчивую опушку», ширина которой может доходить… до 250 метров, то есть превышать ширину леса! По закону - создание опушки согласуется с целым рядом служб и заносится в десятилетний план работы местного лесничества. В Невоне такой процедуры не проводилось. Абсурд: «пожароопасными объектами» оказались отделяющие посёлок от леса… картофельные поля!
Смотрите также:
- Сакральные прения. Как установка скульптур может нарушить экологию Байкала? →
- Тофаларский заказник вошёл в атлас «Чудеса России» →
- На Ольхон наступают дикари →