Полтора года памятник природы был ещё и показательным примером абсурдности. Находясь на территории Иркутской области, один из самых ценных в стране природных уголков управлялся из соседнего Красноярского края. Подобных ситуаций на 17 млн. квадратных километров нашей страны прежде не случалось.
Всего в России сегодня действует 69 федеральных заказников. По оценкам специалистов, ценность «Тофаларского» такова, что он входит в первую пятёрку. Заказник, в 1971 году созданный на территории бывшего Саянского заповедника, в 2009 году вместе с другими федеральными заказниками и заповедниками был передан Правительству РФ. А в августе вышел приказ Минприроды: заказник на территории Нижнеудинского района… должны охранять красноярцы. Тофалары, чьи родовые угодья находились на заповедной территории (жители трёх сёл: Алыгджер, Нерха и Верхняя Гутара), лишились права охотиться, рыбачить и даже собирать травы на своих исконных территориях.
Инспектор за четыре тысячи
С нового года ситуация должна измениться: в управление Иркутской области вернутся два федеральных заказника. Если «Тофаларский» передадут Байкало-Ленскому заповеднику, то второй заповедный уголок - заказник «Красный Яр» в Эхирит-Булагатском районе - возьмёт под своё шефство Прибайкальский национальный парк. На содержание заказника «Тофаларский» выделят десять миллионов рублей. На содержание «Красного Яра» (который, по сообщению регионального министра природных ресурсов Ольги Гайковой, вообще никем не охранялся) - пять. Ещё несколько лет назад государственные заказники в нашей стране вообще не финансировались из федерального бюджета. В похожей ситуации оказались и охраняемые земли регионального значения: пять лет назад прекратил своё существование когда-то крупнейший заказник областного значения Туколонь в Казачинско-Ленском районе.
Об упадке в системе охраны федеральных заповедников на заседании координационного совета при губернаторе Иркутской области заявил и представитель Минприроды Всеволод Степаницкий. Заместитель директора департамента государственной политики и регулирования в сфере охраны окружающей среды и экологической безопасности привёл цифры: оклад рядового инспектора в заповеднике составляет четыре тысячи рублей, труд старшего оценивается в «целых» пять тысяч.
Охраняет «призрак облисполкома»
С 2011 года бюджет Байкало-Ленского заповедника, который возьмёт «шефство» над тофаларским уголком, должен вырасти в пять раз (с 21 до 115 млн рублей). Кроме того, заповедник войдёт в число восьми «модельных» территорий страны, где будет тестироваться схема «познавательного туризма». Предположительно, туристы на территории заказника смогут фотографировать и снимать на видео диких животных. Прибайкальский национальный парк, по заявлению представителя Минприроды, в ближайшие годы должен, наконец, обрести чёткие границы. Напомним, с момента создания нацпарка в 1986 году границы охраняемой природной территории до сих пор не определены. Причиной специалисты называют «мозаичность территории», недостаток денег на экологический мониторинг и «земли стороннего пользования» в составе нацпарка. А нынешнюю ситуацию в заказнике «Красный Яр» федеральный чиновник оценил так: «Если в заказнике отсутствует система охраны, то его охраняет система облисполкома». Обещал, что в 2011 году ситуация начнёт меняться.
Остаётся надеяться, что с новым годом вместо «призраков облисполкома» охранять сибирские заказники действительно придут реальные специалисты. И зарплаты у них будут хоть и не призрачные, но такие, чтобы на жизнь хватало.
Языком цифр:
25 тысяч квадратных километров занимают особо охраняемые территории Приангарья. Это 3,2% общей площади региона.*
*По информации Министерства природных ресурсов и экологии
Иркутской области