Более 20 лет шьёт игрушки иркутянка Марлен Кандинская. Вообще-то Марлен Кандинская является главной по медведям. Она мастер-теддист международного класса, шьёт мишек-тедди - классических до самого кончика коричневого вышитого носа. При этом у Марлен есть свои особенности стиля, которые, с одной стороны, строго укладываются в классические каноны, а с другой - никто так больше не делает.
Медведи...
Для того, чтобы попытаться понять «основные программные моменты творчества Кандинской», а заодно сшить себе в подарок к Новому году мягкого плюшевого зверя, в галерее DiaS собрались десять иркутских мастериц. Марлен давала мастер-класс по изготовлению... зайца. Причём такой урок мастерства в Иркутске проходил впервые. Что удивительно, особенно если учесть, что мастер-классы Кандинской пользуются большой популярностью в обеих столицах, что она давала уроки специально для главного журнала в этой сфере «Кукольный мастер», а сама она - иркутянка. И живёт в Иркутске. И подавляющее большинство её медведей тоже живёт в Иркутске - пожалуй, все известные иркутские семьи имеют её медведей.
Кстати, на вопрос, сколько именно мишек она сшила, Марлен ответить затрудняется. Потому что она шьёт очень давно, и потому что никогда не любила реестры и списки. Но если учесть, что один из последних заказов - сорок (!) медведей (заказала одна крупная компания, которая к своему юбилею решила сделать вот такие подарки главным деловым партнерам), получается, что счёт пошел уже на сотни.
Казалось бы, без помощников здесь не обойтись. Однако единственное, что может доверить помощникам (и то, только сыну и дочери) - это вырезать раскроенные детали. Всё остальное Марлен делает сама и вручную.
«Очень важно всё, - говорит она, - во-первых, все материалы должны быть качественными и, желательно, натуральными. Сейчас настоящий плюш не производят, но у меня еще есть запасы, которые удалось приобрести на старых кукольных фабриках, которые в смутные времена закрывались, а материалы просто списывались.
Во-вторых, правильно раскроить. С одной стороны, очень экономно относиться к материалу, который стоит недешево, а значит, надо использовать его оптимально, раскладывая детали, как пазлы. С другой - не забывать следить, чтобы мех везде шёл в одном направлении. Чтобы, когда гладишь, рука двигалась не «против шерсти».
В-третьих, набивка, самый сложный процесс. Для неё я использую хлопковое волокно. Это материал довольно сложный в работе, он как пластилин. Потому прямо в процессе надо придавать ему необходимую форму, моделировать, что очень непросто».
Параллельно с ним идёт подготовка к соединению деталей. Марлен придумала собственную шарнирную систему - очень простую и удобную в использовании. Вообще она сторонница того, чтобы процесс сделать наиболее простым, не требующим каких-то специальных материалов, инструментов и, тем более, умений. Сшить игрушку должно быть по силам каждому, кто умеет держать в руках иголку с ниткой. И у кого есть желание.
... и зайцы
Обо всем этом Марлен и говорила на мастер-классе. А мастерицы тем временем шили своих пушистых зайчат.
Выкройка у вас у всех одна, а зайцы получатся разные, - говорит Марлен. (Почему - спрашивали ее. Увидите, - отвечала она и улыбалась.)
- Заяц раньше медведя стал игрушкой, - рассказывает Марлен, пока прилежные ученицы делают раскрой, - Ему уже больше ста лет. Медведь гораздо позже стал плюшевым.
«АиФ в ВС»: - А вашему первому медведю сколько лет?
Марлен Кандинская: - Больше двадцати. Я его сшила старшей дочери. Он ещё очень простой, - Марлен показывает того, самого первого мишку, - позже я стала находить старинные выкройки и постепенно научилась шить классических мишек-тедди.
Марлен, скажите, пожалуйста, а с чего начать? - спрашивает девушка, которая немного опоздала.
Марлен выдает ей рабочие материалы и говорит:
М.К.: - Для начала надо не бояться. Потом - продумать образ: какого зайку вы хотите сшить? Посмотрите на ткань и сразу продумайте аксессуары. Хотя я считаю, что если на игрушке очень много одежды, значит, мастер старается скрыть свою небрежность в работе. Хорошо сшитого медведя или зайца одевать не требуется - ему драпировки не нужны.
Именно поэтому у медведей Марлен, как правило, просто повязан бант и только. И модным ныне состариванием игрушек она тоже не занимается. Хотя технологией владеет. Просто считает, что - «игрушка должна стариться от общения с ребёнком. Он должен получить её чистую и замусолить самостоятельно».
«АиФ в ВС»:- А наверное, на машинке шить быстрее?
М.К.: - Вовсе нет. Я всегда шью руками. На машинке пробовала - потом распарывала. Не нравится. Они какие-то неживые получаются. И потом, это только кажется, что на машинке быстрее. Когда руку набьёте, будете шить быстро. И потом есть золотое правило: пять раз не получится, а на шестой - получится.
«АиФ в ВС»:- Марлен, а есть у вас какие-то секреты?
М.К.: - Скорее, не секреты, а особенности. Например, глаза и нос я делаю исключительно вышитыми. Все-таки прежде всего мои игрушки предназначены для детей. И вот эти вышитые глаза и носы стали особенностями моих медведей. Ведь вышивая глаза, можно придать разное выражение - грустное, веселое, задумчивое...
«Ой, я, кажется, ошиблась,» - говорит одна мастерица. Марлен подходит к ней, поправляет, показывает как надо, потом говорит:
- Бывает, что ошибки наталкивают на какую-то идею. В итоге у вас получится вовсе не то, что вы задумывали, но, может, даже более оригинальное... Вообще имейте в виду, что если сейчас начнёте шить и свою игрушку подарите, то так потом и будете: шить и дарить. Потому что вещь, сделанная своими руками, ни с каким другим подарком не сравнится.
Смотрите также:
- Участница конкурса «Краса России» рассказала, как стать «Мисс Очарование» →
- Моника Беллуччи - о любви, ревности и сексе на экране →
- Стоять! Смирно! Учимся терпению у живой статуи →