После катастрофических прошлогодних пожаров в центральной России много говорилось о том, что профилактика - первое дело, и что уже со следующего (то есть 2011) года всё изменится.
Пожарным из Иркутской области, отстоявшим подмосковные и нижегородские деревеньки, тогда обещали поднять зарплату и создать условия для работы. Чему научили нас произошедшие летом 2010-го события? И обойдёмся ли мы сегодня без пресловутой рынды, которую в прошлом году завещали купить недовольным?
Ещё не разгулялся…
Юрий Верхотуров, диспетчер иркутской базы авиационной охраны лесов, рассказывает: на утро вторника в Иркутской области относительно крупных пожара было два. Оба - в Ольхонском районе - неподалёку от села Харанцы и на территории Прибайкальского нацпарка. Заповедные леса сейчас тушат 11 специалистов иркутской авиабазы, которые несколько дней назад закончили взрывные работы на реке Лене (о них «АиФ в ВС» рассказывал в № 14). Ещё два небольших пожара локализовали своими силами Тайшетское и Чунское лесничества. Возгораний могло быть больше - спас прошедший в понедельник дождь.
Всего с начала пожароопасного периода (в этом году сезон открылся рано, 18 апреля) произошло 66 пожаров и выгорело почти 520 гектаров леса. В основном огонь приходит в южную и центральную части области: Боханский, Иркутский, Эхирит-Булагатский, Балаганский, Качугский районы. Хотя, возвращаясь на прошлой неделе из северного Братского района, на горизонте мы заметили не один столб дыма.
Пока лесные пожары в Иркутской области вычисляют только со спутника, хотя космический мониторинг, по словам многих специалистов, - не самый надёжный способ. Со спутника не видно небольших пожаров, фотография не даёт сориентироваться, в какую сторону пойдёт пламя. Патрулирование с воздуха ещё не началось, хотя самолёты готовы. «Сегодня, например, температура воздуха - пятнадцать градусов, и опасность пожара не так высока, поэтому лучше приберечь горючее до более сложных времён», - поясняет Юрий Иннокентьевич.
Как и год назад
Диспетчер рассказывает, что готовится к лету: в пик сезона он работает до глубокой ночи, а иногда и круглые стуки. На руки при этом он получает не больше десяти тысяч рублей в месяц. В прошлом году, когда сибиряки потушили пожары в Нижегородской и Московской областях, представители власти дали им несколько обещаний. В первую очередь, поднять всем работникам авиабазы зарплату. В итоге ни Юрию Иннокентьевичу, ни его коллегам платить больше так и не стали. А официальный оклад парашютиста и десантника по-прежнему остался на уровне 2986 рублей. Валерий Лобанов, парашютист-пожарный, писал к нам в редакцию, что за два десятилетия служба скатилась до уровня 50-х годов: численность парашютистов-пожарных сократилась с 440 до 55 человек, лётчиков-наблюдателей - с 60 до 18.
Выделили ли в этом году больше денег на профилактику лесных пожаров? Руководитель иркутской базы авиалесоохраны Фёдор Пекарь рассказал, что по сравнению с прошлым годом сумма выросла на 11%: «Сложно сказать, достаточно ли этого. Если леса будут мало гореть, этой суммы ещё хватит, если горимость будет средняя или высокая - уже нет. Практически повышение только перекроет инфляцию…». В целом в области на профилактику и тушение пожаров выделено 30 миллионов рублей. Примерно столько же, сколько в печально известном 2010-м…
Кстати:
Как пообещал руководитель Агентства лесного хозяйства Иркутской области Владимир Шкода, в июле в Иркутской области планируется открыть две пожарно-химические станции.
Смотрите также:
- Лесной кошмар. Пожары в Приангарье опять угрожают людям →
- Авиарейсы задерживают из-за тумана в Иркутске →
- ...Почему Приангарье в дымке? →