А некоторые и вовсе перебираются в сельскую местность - подальше от шума, суеты и людей. Один из таких укромных уголков нам встретился по дороге из Иркутска в Братск. Итак, представьте: на первом плане гостиница, чуть позади - стройный ряд из пяти жилых домов, рядом речка, на заднем фоне - лес. Это деревня Воробьёво, занесённая в Книгу рекордов Иркутской области как самый молодой населённый пункт.
Нерукотворный памятник
Свою историю она ведёт с начала 90-х, когда несколько предприимчивых братчан загорелись идеей построить между Братском и Тулуном современный мотель, где бы могли останавливаться на ночлег дальнобойщики. Создали учредительный фонд, однако нестабильное экономическое положение в стране заставило пайщиков продать свои акции. Разуверились в успехе нового проекта все… кроме Владимира Воробьёва, который и воплотил задумку в жизнь.
- Я в то время работал заместителем управляющего трестом «Братскпромстрой», нас просто завалили жалобами о том, что на данном промежутке пути нет ни одной гостиницы, - рассказал он. - Решили строить. Мне приглянулось именно это место. Хотя выглядело оно тогда, мягко говоря, неприглядно: когда-то здесь размещался нижний склад Бадинского леспромхоза, потом произошёл пожар, и территория оказалась заброшенной. Мы всё расчистили и приступили к работам, с нуля.
Открылась гостиница 12 апреля 1992-го, затем один за другим стали появляться дома для персонала - так сформировалось небольшое поселение, которое в народе сразу же прозвали Воробьёвкой, по фамилии основателей. «А почему бы его не узаконить?», - задумался главный Воробьёв, заказал генеральный план будущей деревни и отправился в местную администрацию. В итоге и районные, и областные власти инициативу эту поддержали, а 21 августа 2001 года вышло постановление Правительства РФ за подписью премьера Михаила Касьянова о присвоении наименования «Воробьёво» вновь образованной деревне Братского района. На мой вопрос о том, что изменилось после получения официального статуса, Владимир Александрович ответил:
- Появилась гордость за свою деревню. Изначально было желание достроить, продать и перебраться в Иркутск. В областном центре всё-таки и в театр сходить можно, и на футбол. А теперь всё - привязало нас Воробьёво, создали себе памятник нерукотворный.
Дело-то житейское
Как же коротают время полтора десятка коренных жителей самого молодого и наверняка одного из самых маленьких населённых пунктов области? Все они, прежде всего, вкладывают силы в развитие кормящего их предприятия: одни управленческие вопросы решают, другие - хозяйственные, третьи - обслуживанием постояльцев занимаются.
Администратор Ольга Евдокимова вместе с мужем и двумя сыновьями переехала в деревню 11 лет назад.
- Вообще я 15 лет отработала в органах, потом частным бизнесом занималась в Братске - свой цветочный магазин держала, - рассказывает женщина. - Но пришлось всё бросить и перебраться сюда, из-за старшего. У него астма, нужен был чистый воздух. Вы не поверите: привезла его после реанимации с кислородной подушкой, а через два часа он уже бегать начал. Как в город возвращается, опять приступы начинаются, поэтому и работает здесь, в основном по электрической части. А младший сейчас в Иркутске учится.
В быту, по словам Ольги Петровны, нерешаемых проблем нет. Судите сами: в Воробьёво - своя трансформаторная подстанция, у каждого дома - по скважине. За электроэнергию народ платит непосредственно Владимиру Воробьёву, а тот уже централизованно рассчитывается за всю деревню. Вот такая немудрёная «коммуналка».
Правда, не всё так просто. Например, за продуктами и в больницу приходится ездить в соседние посёлки, не доставляют в поселение и почту. Но обиднее всего, признаётся Ольга, что за всё время пребывания в Воробьёво ещё ни разу не удалось проголосовать.
- Я уже и к депутатам ходила, просила, чтобы хоть урну переносную нам привозили, но всё безрезультатно, - вздыхает она. - Вот уже второй год не можем дрова взять. Леса полно, а не дают. Езжайте, говорят, за 30 километров, а у меня никакой техники нет. А надо-то всего 10 кубов, чтобы баню топить. Вроде мелочи, но иногда так накопится… Хотя, если помощь какая потребуется, шеф никогда не откажет.
В едином воробьёвском стиле
Слушая Ольгу, понимаю, что жаловаться на жизнь она явно не привыкла. Да и жалеть себя совершенно некогда, ведь за день столько всего надо успеть. И номера убрать, и постирать, и гостей разместить, и на территории порядок навести, а иногда и в столовой девчонкам помочь. Тяжело бывает, но усталость, как правило, приятная.
- Мне здесь очень нравится: тишина, покой. За все эти годы я ни разу не запирала двери своего дома, даже ночью. В любой момент может забежать кто-то из работников, что-то попросить. Моих знакомых из Братска, кто здесь гостил, это просто в шок приводило, - говорит Ольга Евдокимова. И добавляет, что сама в город - ни ногой.
Между тем из города многие бы с удовольствием переехали в миниатюрную деревеньку.
- Желающих много, я выбираю. В основном это молодые пенсионеры, которые свои квартиры детям оставляют, а сами в сельской местности строятся и огород разбивают - у нас ведь участки по 20-30 соток. Под два новых дома мы землю уже выделили, а всего по проекту будет 28 коттеджей, не больше, - категорично заявил Владимир Воробьёв. - Причём жильё должно быть добротное, в кирпичном или деревянном исполнении. У нас как-никак посёлок зажиточный, элитный, спутниковые тарелки у всех установлены.
Как нам поведала Ольга Петровна, недавно шеф предложил все дома обшить сайдингом и заборы в один цвет выкрасить. Видимо, чтобы появился единый стиль - воробьёвский.
Кстати:
В 2007 году, по сравнению с 1990-м, численность сельского населения в России сократилась на 693 тыс. человек (на 1,8%). К 2020 году этот показатель, согласно Концепции устойчивого развития сельских территорий РФ, должен составить 36 млн человек.
По данным Всероссийской переписи населения-2002, количество сёл, не имеющих постоянных жителей, увеличилось на 40% и достигло 13,1 тыс., а их доля в общем числе сельских населённых пунктах выросла с 6,1 до 8,4%.
Смотрите также:
- «С квартирой и машиной». Иркутская сваха о том, как не надо искать мужа →
- Живёт такой парень: как молодой глава поднимает село в Приангарье →
- Здесь был… Раевский! →