Фото: Марии ОГНЕВОЙ |
Он прожил здесь на поселении 44 года и стал настоящим лучом света просвещения в «тёмном» деревенском царстве. Как изменилась жизнь в глубинке благодаря ссылке сюда одного из самых ярких представителей дворянской элиты, и что сегодня в здешних местах ещё напоминает об огромном вкладе этого умнейшего человека в развитие сибирского населённого пункта? Ответы на эти вопросы искала корреспондент «АиФ в ВС».
Собрали всем миром
Когда-то Олонки, замыкавшие так называемое «Декабристское кольцо Сибири», были одним из самых популярных туристических мест в нашем регионе, славились на весь Советский Союз и за рубежом. Ежедневно, по словам директора местного краеведческого музея Светланы ХРОМЕНКОВОЙ, здесь водили по восемь экскурсионных групп. Причём об экспонатах рассказывали школьники, которые принимали самое активное участие в создании «хранилища Олонской истории»:
- В 1959 году в школе выделили классную комнату, куда ученики, учителя, да и вообще все неравнодушные жители приносили старинные предметы быта (причём учащимся за каждый экспонат полагалось по заслуженной «пятёрке». - Авт.). Кроме этого ребята из краеведческого кружка вели раскопки в местах сражений времён гражданской войны: в 1920 году под Олонками между частями белогвардейского генерала Каппеля и Красной армии трое суток шёл ожесточённый бой. А спустя семь лет, когда находкам стало тесно в небольшом помещении, решено было организовать музей в бывшем здании райкома комсомола.
Светлана ХРОМЕНКОВА |
Сейчас здесь четыре зала, один из которых посвящён известному декабристу. Из его немногочисленных личных вещей в глаза сразу же бросается сейф, который оказался музыкальным, неподъёмным (150 кг!), да ещё и «с секретом»: замочная скважина появляется только после того, как нажмёшь на практически незаметную кнопочку на крышке, по периметру которой разместились 12 замков.
- Владимир Федосеевич приехал к нам в возрасте 33 лет. Женился на местной крестьянке Авдотье, с которой они воспитали восьмерых детей, бесплатно учил селян грамоте, открыл школу для бедных. А ещё занимался развозом вина с Александровского винокуренного завода, хлебопашеством, огородничал. Кстати, именно Раевский вырастил первые в Сибири арбузы и показал крестьянам, как пользоваться парниками. Люди ему доверяли, поручали вести общую торговлю, - с жаром рассказывала Светлана Хроменкова. Жаль, народная тропа к музею практически заросла. Регулярно появляются здесь разве что гонимые ностальгическими чувствами выпускники, которые детьми бегали по селу в поисках потенциальных экспонатов.
Сохранился на олонской земле и дом, в котором декабрист жил со своей семьёй. Правда, сейчас в нём находится детский сад - статуса исторического памятника здание до сих пор не получило, потому и не охраняется государством.
Фото: Марии ОГНЕВОЙ |
А место захоронения Раевских (самого Владимира Федосеевича, его жены и сына) представляет собой три скромные могилки, обнесённые железной оградой, средь чистого поля, где раньше было сельское кладбище. В нескольких минутах ходьбы - школьный стадион, где мальчишки беззаботно гоняют в футбол.
О, сколько нам открытий чудных…
- Нам стало стыдно, что на второй Родине легендарного декабриста до сих пор нет полноценного памятника, - призналась девятиклассница Яна ЖИЛКИНА, которая занимается исследованием иконографии Раевского. - Вместе с научным руководителем мы разработали проект мемориального комплекса, напротив которого можно разбить сквер, посадить кустарники, установить лавочки.
Яна ЖИЛКИНА |
Людмила СОКОЛОВА |
Видно, что девушка, как и добрая половина её одноклассников, безумно заинтересована в изучении истории родного села. Не по принуждению - по зову сердца.
- Я здесь родилась, живу, для меня это лучшее место на свете, - заявила Яна. - Теперь очень хочется узнать свою родословную.
Страсть к краеведению подросткам привила Людмила СОКОЛОВА - удивительная женщина, которая много лет преподавала немецкий язык, а теперь полностью посвятила себя двум любимым детищам - краеведческому кружку «Олонская старина» и научному обществу, сформированным на базе школе. Во всём ей хочется дойти до самой сути и привить навыки научного поиска и анализа своим подопечным, которые то и дело занимают призовые места на всевозможных конференциях.
- Я ничего не навязывала ребятам, а провела диагностику их интересов, после чего выявила тех, кто действительно хотел заниматься в кружке, - раскрыла педагогический секрет Людмила Михайловна. - Вообще я иду от их рода: кто ты? Вот с одной девочкой составляли её родословную, а другая заявила, что её, дескать, это не касается. А потом выяснилось, что прадедушка первой на войне встретился с прадедом второй - это отражено в сохранившихся фронтовых письмах. Детские глаза сразу округляются, просыпается исследовательский дух. Ну что может быть волнительнее, чем, скажем, «раскопать» древнюю семейную легенду?
Вот Яна, например, может похвастаться самым настоящим открытием: вместе с любимым преподавателем они разглядели на старинной фотографии в толпе олончан Раевского, увеличив изображение с помощью аналоговой камеры в пять раз, - для 100% подтверждения гипотезы осталось лишь дождаться результатов криминалистической экспертизы. Так что есть надежда, что непростое и столь нужное дело Людмилы Михайловны, в том числе и по составлению летописи села, найдёт достойных последователей.
- Я вообще не местная, - продолжала удивлять меня Соколова. - Всегда считала, что Олонки - земля обетованная, а когда сюда переехала, то обнаружила, что историей никто всерьёз не интересуется, а мне было очень любопытно.
Великое прошлое - печальное настоящее
Чего не скажешь об олонских уроженцах, с которыми мы встретились у почтового отделения. Они озабочены куда более земными проблемами. Какое там декабристское наследие, когда в селе нет машины скорой помощи, кругом стихийные свалки, мест в детском саду катастрофически не хватает, а единственная прибыльная профессия для молодёжи - «чёрный лесоруб».
- Участковая больница нуждается в капремонте, нет рентгеновского оборудования, так что по любому случаю приходиться в Бохан ехать, а это 150 рублей, отстаивать в огромных очередях, - посетовала Светлана ВЛАСЮК, педагог почти с пятидесятилетним стажем. - Пенсию получить тоже сложно, поскольку сберкасса работает только два дня. По земле - отдельная «песня». Бывшие участники колхоза не могут получить деньги за свои наделы, поскольку фактически участок захватило частное предприятие.
Владимир ПОПОВ |
Конечно, после того как Олонки лишись звания райцентра, жизнь, бившая раньше ключом, стала постепенно угасать: потерял былую мощь колхоз, вместо которого сейчас молочная ферма, поставляющая сырьё в Иркутск, появилась масса лесозаготовительных предприятий, в том числе китайского происхождения. Одно из них, пожаловались мне олончане, скрыто за стеной в несколько метров, прозванной в народе «китайской» - кто-то подсчитал, что за день оттуда выезжает как минимум восемь гружёных лесовозов. Словом, больше всего жаль, как выразился ветеран труда Владимир Петрович ПОПОВ, более 30 лет возглавлявший местный колхоз и награждённый медалью «За освоение целинных земель», что «всё было, а теперь разрушено». Тем не менее, в селе действует кирпичный завод, есть замечательная школа, которая по праву может гордиться многими своими выпускниками - первым медалистом, к слову, стал изобретатель Аарон Розенцвейг. Олонки славятся спортивными турнирами, уникальным детским оркестром духовых инструментов (в доме культуры одно время даже оркестровая яма была), народным хором русской песни «Ангара»… Одна из сельских улиц названа именем Руслана Хомколова - он навсегда останется в памяти земляков двадцатилетним юношей, погибшим при выполнении интернационального долга в Афганистане. Значит, параллельно с трудностями, с которыми каждый справляется как может, существуют традиции и историческая память, присущие одному-единственному «народу» на Земле - олончанам. И наверняка для большинства из них, пусть даже где-то в глубине души, родное село и сейчас - «оазис души», как когда-то для декабриста Раевского.
Фото: Марии ОГНЕВОЙ |
Кстати
Известны имена 28 потомков Владимира Раевского. Однако активисты «Олонской старины» составили родословное древо декабриста, увеличив количество его родственников до 260 человек. Правда, в Олонках никто из них уже давно не проживает.
Справка
Приблизительная дата возникновения села Олонки - 1688 год. Существует 4 версии происхождения его названия. Многие считают, что Олонки - производное от эвенкийского «олонго», обозначающего «брод» (такое же значение имеют бурятские слова «олом», «улам»). Очевидно, здесь, где Ангара разбивается на множество источников, в древности находилось наиболее удобное место для переправы через реку. По другой версии, село основал бурят Ойланко.
В настоящее время здесь проживают чуть более 3 тысяч человек.