Достижения и промахи энергосбережения в Приангарье

Фото: Андрея ФЁДОРОВА

Однако, как отмечает генеральный директор национального агентства по энергосбережению и возобновляемым источникам энергии Николай Сафронов, ситуация в этой сфере за три года мало изменилась, и в большинстве случаев свелась к замене лампочек на энергосберегающие и установке водосчётчиков в жилом секторе.

   
   

В нашем регионе и 261-й закон, и целевая программа по энергосбережению, судя по итогам проверки, которую инициировала прокуратура Иркутской области, тоже реализуются со скрипом. Более полутора тысяч нарушений в этой сфере - наглядный тому пример. А причина такого положения дел, делает вывод прокуратура, в первую очередь, заключается в том, что власти региона не уложились в сроки разработки и утверждения областной целевой программы.

Однако, как заявил в ходе круглого стола «Энергосбережение - живи по средствам! Энергоаудит как путь к рациональному использованию ресурсов», который прошёл в пресс-центре еженедельника «АиФ в ВС», генеральный директор СРО НП «Восточно-Сибирское объединение энергоаудиторов» Владимир Головщиков, эта информация - «совершенное искажение реальной ситуации».

- Заключение прокуратуры Иркутской области по результатам проверки попало в Москву, где родился документ за подписью генерального прокурора Юрия Чайки, в котором рекомендовано всем субъектам Федерации перенимать опыт Иркутской области, как надо реализовывать законы, которые тормозятся, - пояснил Владимир Олегович. - И это было истолковано так, будто у нас дела по исполнению законодательства об энергосбережении обстоят хуже всех в стране. Но при этом в научно-техническом сообществе программа ресурсосбережения Иркутской области, рассчитанная до 2020 года, считается одной из лучших в России. Формально прокуратура права, что правительство опоздало с её разработкой на несколько месяцев, зато документ очень тщательно проработан, причём по всем направлениям: структуре ЖКХ, теплоснабжению, резервным и возобновляемым теплоисточникам и даже по всем видам транспорта.

Более того, в нашей области реализуются энергосберегающие проекты, которых и в помине нет в других регионах России (в частности, альтернативные тепловые насосы - на очистных сооружениях в Братске, в Лимнологическом институте и в энергосберегающем доме в Ангарске; комбинированная ветро-солнечная электростанция в селе Онгурён Ольхонского района и др.). Кроме этого, при правительстве Иркутской области существуют экспертный совет по выбору наиболее эффективных мероприятий по энергоэффективности и энергосбережению, а также конкурсная комиссия, на последнем заседании которой состоялось окончательное распределение финансов на энергосберегающие проекты 2012 года. В ближайшее время на заседании правительства будет рассматриваться окончательный вариант схемы и программы развития электроэнергетики Иркутской области с аспектом энергоэффективности, энерго­сбережения и возобновляемых источников.

Энергоаудит буксует?

Хотя проблем в вопросах энергосбережения в регионе, конечно, хватает, не отрицает Владимир Головщиков. В частности, близка к критической ситуация с проведением обязательного энергоаудита предприятий и организаций. Дело в том, что под энергетическое обследование, которое должно завершиться 31 декабря 2012 года, в Приангарье подпадает более 30 тысяч предприятий, а аудиторами СРО подготовлено чуть более 130 энергопаспортов. И при этом качество большинства из них оставляет желать лучшего.

- Как и в других сферах, работающих в рамках 94 ФЗ о госзакупках, на рынке энергоаудита идёт демпинг цен, реально обоснованная стоимость энергетических обследований опускается ниже плинтуса, и компании за эти деньги делают откровенную халтуру, - комментирует сложившуюся ситуацию Владимир Олегович.

- Надо отметить, что затраты на создание и внедрение системы учёта на объектах, проведение энергоаудита - это вовсе не дешёвые вещи, они требуют больших финансовых вложений, - поддержал коллегу директор ЗАО «Ирмет» Олег Архипюк. - К сожалению, не все это понимают и считают, что провести энергоаудит можно за 10 тысяч рублей. Но сделать его качественно за такие деньги просто нереально.

   
   

Директор ООО «Иркутская городская теплосбытовая компания» Тамара Винарская уверена, что корень зла, как обычно, кроется в отсутствии финансирования:

- У крупных предприятий на эти цели заложены определённые средства, да они, в принципе, всё это давным-давно сделали, - отметила она. - Сейчас идёт речь о среднем и мелком бизнесе, о бюджетной сфере и ЖКХ, где финансовая составляющая практически не просматривается. А в этих сферах мало какие предприятия обладают такой прибылью, чтобы вкладываться в энергосберегающие мероприятия, учитывая их небыструю окупаемость.

Но энергоаудит проводить всё-таки надо, соглашается руководитель ИГТСК, во-первых, потому что многие здания и сооружения у нас не особо новые, а во-вторых, для того, чтобы понимать, что нужно экономить, и самое главное, где.

Кроме того, добавил генеральный директор ООО «Фирма ОСАНА» Александр Лазуренко, энергетическое обследование необходимо провести два раза в год - зимой и летом, и только после этого формировать энергопаспорт. Как пример эксперт привёл Ангарский завод полимеров, который делал энергетическое обследование своего предприятия почти два года.

Однако для заказчика цена остаётся самым главным фактором, и если она в результате аукциона упала в десятки раз, все довольны, сошлись в едином мнении все участники круглого стола.

Ещё одна проблема связана с тем, что сегодня энергоаудиторские компании растут как грибы после дождя. И это, отмечают эксперты, характерно для всей России: в настоящее время в стране зарегистрировано более 140 членов СРО, при этом только 10% из них имеют набор специалистов, необходимый опыт и оборудование для качественного обследования. Остальные - это либо «карманные» организации, либо те, которые не могут работать качественно. Делают они это не для того, чтобы выходить на рынок, а чтобы сэкономить деньги и обследовать самих себя, поскольку закон это не запрещает.

Без экономии нет смысла

Ещё один проблемный аспект энергетического обследования затронул исполнительный директор ООО «ТЭКОМ» Игорь Карпов.

- Энергоаудит интересен только тогда, когда есть экономия ресурсов. В противном случае в нём нёт никакого смысла, - подчеркнул он. - Есть предприятия, которым просто нужно в обязательном порядке получить энергопаспорт, и там работают специалисты, которые сами могут составить его без приглашения энергоаудиторской компании. Но в большинстве своём обследования сводятся к тому, что и так небольшие бюджетные средства, выделяемые на проведение энергоаудита, тратятся попросту на не очень чёткую статистику, сколько ресурсов потребляет предприятие.

По существу, считают эксперты, государство должно было компании, которые проводят энергоаудит и предлагают мероприятия по снижению потребления ресурсов, обязать заключать и энергосервисные договора. Сейчас же аудитор пришёл на фирму, сделал энергопаспорт, предложил какие-то мероприятия, которые, возможно, позволят в течение 5 лет снизить потребление энергоресурсов на 15%, и забыл о своих заказчиках.

Компания самостоятельно должна будет потом эти предложения внедрить. Однако тот факт, что кто-то это будет делать и получит 15% экономии, вызывает у ответственных энергоаудиторов большие сомнения. Зато «обязаловка» заключать энергосервисные договора не оставит аудитору другого выбора, кроме как качественно проводить обследование и ответственно подходить к составлению энергопаспорта.

А потенциал энергосбережения у предприятий области существует очень серьёзный. Как отметил заместитель главного инженера, начальник ПТО ООО «Иркутскэнергосбыт» Дмитрий Привалов, опираясь на опыт организаций, где энергетики провели энерго­аудит, объёмы потребления энергоресурсов можно снизить на 30%. А по теплу можно и вовсе сэкономить до 50% ресурсов.

Нет понимания и желания

Говоря об энергосбережении, нельзя не затронуть жилой фонд. Насколько наши новостройки соответствуют нормам законодательства в части энергосбережения и повышения энергоэффективности? Всеми ли необходимыми приборами они оснащены? И возможна ли выдача энергопаспортов при сдаче дома в эксплуатацию?

Как проинформировала начальник отдела государственной службы жилищного контроля и строительного надзора по Иркутской области Ирина Савинцева, ни одному дому, которые в настоящее время сдаются в эксплуатацию и в областном центре, и в других крупных городах региона ещё не присвоен энергетический класс. Более того, в ходе прокурорской проверки в жилом секторе было выявлено очень много нарушений по энергосбережению. Многие управляющие компании в Ангарске, Черемхово оборудовали приборами учёта дома, в которых проходил капитальный ремонт, но на учёт их не поставили. Соответственно, оплата коммунальных услуг по их показаниям там не осуществляется. Более того, в Ангарске, Нижнеудинске, Братске в домах, где есть приборы учёта, людям делали расчёт, например, за горячую воду не то что не по тарифам, а даже вдвойне.

Кроме этого, Ирина Валентиновна отметила, что и сами жильцы, несмотря на то, что закон об энергосбережении действует уже три года, не всегда понимают, зачем им проводить мероприятия по энергосбережению в своих домах, и не стремятся устанавливать приборы учёта.

Эту информацию подтвердил и технический директор компании «Сиброн» Николай Колодкин. В режиме видеопрезентации он продемонстрировал присутствующим работу современных многофункциональных процессорных счётчиков электрической энергии, которые были установлены в двух жилых домах в Академгородке в качестве пилотного проекта (старые системы при этом не демонтировались). Современное оборудование позволяет в режиме онлайн отслеживать, сколько потребитель израсходовал электроэнергии и как он за неё платит. Кроме этого, система направлена на устранение хищений электроэнергии. Однако на сегодняшний момент, по словам Николая Михайловича, в двух стоквартирных домах не более 10% жителей согласились на такие новшества, а остальные пользуются старыми электросчётчиками.

Не заинтересованы во внедрении таких систем, по мнению участников круглого стола, и управляющие компании. Почему - пояснил заместитель директора по производственному и техническому обеспечению ООО «Сетевая компания «Иркут» Андрей Бодров:

- Да не хотят жильцы никакого энергосбережения, особенно за собственный счёт, они хотят решать свои насущные проблемы: подъезд отремонтировать, а не балансировочные клапана в подвале ставить, о назначении которых они понятия не имеют.

- Ну что ж, будем воспитывать собственников, - подытожил Владимир Головщиков. - В ближайшее время в Иркутске откроется шестой в России демонстрационно-образовательный центр по энергоэффективности и энергосбережению, в котором будет отделение для так называемых малоквалифицированных потребителей - бабушек, дедушек, школьников.

Но при этом он выразил опасение, что иркутяне, привыкшие к низким тарифам, при их повышении не энергосберегающими мероприятиями станут заниматься, а будут больше воровать, в частности, той же электроэнергии.

Смотрите также: