Нужна ли сегодняшним детям «пионерия XXI века»?

Фото: из архива М. ПОДКОРЫТОВОЙ

   
   

Ещё несколько десятилетий назад такого вопроса не стояло: пионерия ассоциировалась не только с красными галстуками, но и со своеобразным «кодексом чести», который должен был усвоить каждый юный ленинец.

Сегодня большая часть россиян солидарна: столь же масштабных организаций, занимавшихся воспитанием нового поколения, у нас так и не появилось. Мы решили рассказать о детско-юношеских движениях, которые сегодня действуют в Приангарье. А заодно спросить у тех, кто работает с детьми, нужна ли в современном обществе замена старой доброй пионерии?

Общественные организации как «прибавка» к школьному воспитанию однозначно необходимы нынешним детям - в этом сошлись все участники нашего опроса.

- Школьники, которые помимо учёбы посвящают себя какому-то системному занятию, отличаются от своих сверстников и целеустремлённостью, и широтой кругозора, и разнообразием знакомств, - рассказывает молодой педагог Ксения ВОСТРЕЦОВА. Её, учителя русского языка, в этом году назвали лучшим классным руководителем Иркутска. Наша собеседница убеждена, что какая-то масштабная детская организация серьёзно помогла бы современным детям и подросткам. Кому-то, например, уже к восьмому-девятому классу такое знакомство с миром дало бы возможность определиться с выбором профессии, кому-то - найти повод гордиться собой.

- Участие в общественных движениях требует от ребёнка ответственности за себя и за собственные решения. Для многих это в корне новое чувство, потому что мы привыкаем, что за нас всё решают родители, потом школа, после - институт, - анализирует ситуацию активист молодёжного театрального движения Маргарита ПОДКОРЫТОВА. Девушка уже несколько лет работает и с детскими любительскими театрами, и с юными волонтёрами; школьники и студенты вместе с ней занимаются постановкой спектаклей, приезжают с ними с детские дома и больницы.

«Одноразовые» волонтёры

- Творческие общественные движения учат детей говорить и слушать. Сегодня это очень важно, потому что многие из современных молодых людей не умеют общаться друг с другом, а единственным способом расслабиться они считают алкоголь. Такие организации часто помогают найти круг единомышленников, который потом сопровождает человека всю жизнь, - продолжает Маргарита, - помогают насыщенно проводить время. Так, участники молодёжного театрального движения (сегодня их в Иркутской области около пятисот) учатся говорить, двигаться, вести себя на сцене.

   
   

Волонтёрское движение, в котором участвуют дети и подростки, сегодня можно назвать распространённым и модным в Иркутской области. Даже единичное участие в добровольческих акциях - помощь детскому дому или поездка к одиноким старикам, несомненно, полезны для каждого их участника. Но системно работающих организаций такого рода в Приангарье нет.

- Большинство иркутских волонтёров - «одноразовые», мне не приходилось встречать людей, стабильно состоявших этом движении несколько лет, - рассказывает Маргарита. - В то же время во многих европейских странах каждый выпускник университета должен один-два года отработать волонтёром, чтобы трудоустроиться. В Иркутск, например, на такую практику часто приезжают выпускники Вальдорфской школы. Перед 350-летием города шли разговоры о том, чтобы создать постоянно действующую волонтёрскую организацию, но этого так и не получилось.

«Крепкие орешки»-скауты

Также в регионе популярны школьные поисковые отряды (свои отряды есть в Усолье-Сибирском, Иркутске, Шелехове, Усть-Куте, Черемхово). Одно из самых многочисленных в Приангарье - движение КВН - в нём задействованы сотни школьников и студентов, а иркутские команды известны на федеральном уровне. Тулунчанин Михаил ГРИДНЕВ рассказывает, что именно игра в школьной команде помогла ему и нескольким десяткам таких, как он, не только стать более раскованным, но и найти интересную работу.

В числе самых известных в Приангарье молодёжных организаций - клуб «Байкальский скаут». Скаутское движение в нашей стране появилось на тринадцать лет раньше пионерского (в 1909 году) и даже в бытность СССР составляло некоторую конкуренцию «красным галстукам».

Считается, что скаутов в Приангарье сегодня немногим больше пятисот, а пионеров - чуть меньше пяти тысяч. Однако несмотря на такую разницу в цифрах, о скаутском движении в Приангарье люди наслышаны гораздо лучше, чем о пионерском.

Алексей АНДРЕЕВ, исполнительный директор клуба «Байкальский скаут», рассказывает, что скаутинг сегодня - самое многочисленное в мире детское движение (есть статистика, что 2% граждан всей планеты состоят или состояли в этой организации). При этом одним из центров российского скаутинга является Иркутская область. Помогает система, во многом схожая с пионерской: у организации есть чёткие законы («береги природу», «уважай старшего»), устав, идеология, обряд посвящения…

Но до былой массовости, увы, нынешним общественным организациям далеко. Все герои этого материала убеждены, что массовая детская организация стране и области необходима. И, увы, уверены, что в современном обществе такое невозможно. Как сказала одна девушка, бессмысленно ждать появления такой организации, пока в России нет национальной идеи, а таковой на горизонте не маячит. Хочется надеяться, что пока.

ИНТЕРНЕТ - ОПРОС

Как вы считаете, нужна ли в наши дни замена пионерской организации?

  • Однозначно да, без неё не вырастить достойное поколение ­ 41% (69 голосов)
  • Скорее нужна: это было хорошее дополнение к воспитанию в семье ­ 30% (51 голос)
  • Вряд ли, в наше время требуются в корне иные методы воспитания ­ 9% (15 голос )
  • Не думаю, сегодня достаточно других молодёжных движений ­ 2% (3 голоса)
  • Нет, потому что это была принудиловка и уравниловка ­ 13% (21 голос)
  • Нет (по другим причинам) ­ 5% (9 голосов)

Всего голосов: 168

Смотрите также: