Почему современная молодёжь не спешит пополнить ряды рабочих?

Фото: из архива Иркутской общественной организации "Надежда"

   
   

Сегодня фраза «провалишь экзамены - пойдёшь в ПТУ» звучит как угроза для абитуриентов. Кто в этом виноват? Почему в цехах производственных предприятий региона трудятся в основном специалисты предпенсионного возраста - те, что выучились ещё в Советском Союзе, молодёжь же в большинстве своём ориентирована на высшее образование и явно не мечтает стать передовиками производства? Найти ответы на эти и другие вопросы попытались представители власти, руководители учебных учреждений начального и среднего профобразования, а также работодатели в ходе круглого стола «Я б в рабочие пошёл… Чем меня заманят?», который состоялся в пресс-центре «АиФ в Восточной Сибири».

По словам заместителя руководителя Службы занятости населения Иркутской области Раисы Распутиной, дефицит рабочих рук на региональном рынке труда ощущается уже продолжительное время. Наибольшее количество вакансий сегодня обращено именно на квалифицированных рабочих. Так, из 150 поданных организациями и предприятиями заявок 83% - на каменщиков, бетонщиков, слесарей, сварщиков, токарей, швей и пр. Более других требуются специалисты в строительную отрасль (25% предложений), на предприятия обрабатывающей промышленности (11,9%), в сферу оптово-розничной торговли, ремонта автотранспорта, бытовых изделий и предметов личного пользования. Что касается оплаты труда, то среднее зарплатное предложение для рабочих – 8 тысяч рублей.

Дефицитные профессии

Раиса Распутина подтверждает, что на рынке труда сейчас наблюдается дисбаланс спроса и предложений. Из рабочих профессий закрывается максимум 60%. Так, может, причина в том, что региональные учебные учреждения начального и среднего профобразования выпускают не тех специалистов?

- У нас нет «провальных» профессий, по которым бы мы вообще не готовили ребят, - утверждает начальник управления профессионального образования министерства образования Иркутской области Елена Крыжановская. – Поскольку сейчас введено подушевое финансирование обучающихся, подготовка ведётся только на основе заказа от работодателей из всех муниципалитетов. Другой вопрос, что этот заказ не совсем сформирован на перспективу 3-5 лет. Часть предприятий и организаций видят свою потребность в кадрах лишь на год-два вперёд. При этом срок обучения будущих рабочих составляет в среднем три года. Следовательно, если вы сегодня заказали специалиста, то получите его только через три года.

Однако, как рассказали присутствующие на круглом столе работодатели, «провальные» специальности всё же есть.

Так, например, генеральный директор ОАО Швейная фирма «ВиД» Ирина Чикуленко отметила, что хоть завтра готова принять на работу 20 швей. Однако взять их негде, поскольку руководству фабрики уже на протяжении 5-7 лет не удаётся наладить сотрудничество с учебными учреждениями своего профиля.

   
   

- Министерство образования при этом дистанцируется от проблемы, - подчеркивает Ирина Михайловна.

По словам заместителя директора завода масел ОАО «АНХК» Андрея Слюсарева, на предприятии постоянно востребованы электромонтёры, газоэлектросварщики, слесари по ремонту автотранспорта. Но самый большой «затык» с токарями-станочниками широкого профиля и модельщиками для литейного производства. Это вообще исчезающие профессии.

Есть проблемы с набором рабочих кадров и у нефтяников.

- Мы вынуждены привлекать специалистов из Томска, Красноярского края, Тюмени, Башкирии, где нефтяная отрасль более развита и уже есть готовые специалисты, - рассказал заместитель генерального директора по управлению персоналом ООО «Иркутская нефтяная компания» Андрей Важенин.

На кого учились – не пригодились

Директор по управлению персоналом Иркутского авиационного завода – филиала ОАО «Корпорация «Иркут» Сергей Полещук привёл интересную статистику за 2009 год, когда на ИАЗ был самый большой приём рабочих кадров. Тогда примерно 100 человек пришли из училищ и техникумов, 305 получили профессию в учебном центре завода. Удивительно, но 223 человека из них – это более 70% - имели начальное или среднее профобразование по невостребованным специальностям, а также высшее и незаконченное высшее образование.

- Эти люди затратили время, а государство деньги, чтобы подготовить абсолютно ненужных специалистов, - подчеркнул Сергей Полещук. - В этой ситуации говорить о наличии в регионе системы профессионального образования, на мой взгляд, очень проблематично. Между тем, ещё в 2008 году правительство одобрило концепцию действий на рынке труда. Её авторы предлагали прежде всего проводить мониторинг рынка труда, анализ спроса, с учётом которого должны были разрабатываться программы профориентации населения и планы профессионального образования. Кроме того, планировалось организовать широкую пропагандистскую кампанию по повышению престижа рабочих профессий. Сегодня можно констатировать: воз и ныне там.

Рабочего - на обложку журнала!

Генерального директора ОАО «Фармасинтез» Ольгу Турчанинову не устраивает, что в регионе вообще не готовят рабочие кадры для фармацевтической промышленности. Приходится принимать непрофильных специалистов и обучать их на базе собственного учебного центра, организация которого – дело очень затратное, оно под силу лишь крупным успешным компаниям.

- Но при этом мы сталкиваемся с другой проблемой, - говорит Ольга Турчанинова, - молодые люди не готовы трудиться на рабочих специальностях. У большинства из них офисное представление о труде. Они не приучены к режиму и не понимают, что на заводе нельзя выйти покурить в любое время. Таких горе-работников не держит ни высокая заработная плата, ни дополнительные социальные гарантии. На мой взгляд, причина в том, что в современной школе совсем не прививаются трудовые навыки. В обществе почему-то стали относиться к рабочим специальностям как ко второму сорту. Посмотрите на наши газеты, журналы. Вы где-нибудь видели там работягу? В СМИ мелькают лица депутатов, чиновников, бизнесменов.

Выходом из ситуации Ольга Турчанинова видит создание в регионе специальной программы масс-медиа, задача которой – продемонстрировать подрастающему поколению преимущества рабочих специальностей и сформировать уважительное отношение к труду.

Только в одной связке

У руководители учебных заведений НПО и СПО свои беды и чаяния. Они готовы выпускать специалистов под конкретное предприятие, но при условии, что работодатель будет оказывать существенную материальную поддержку училищу или техникуму.

- Ни для кого не секрет: чтобы готовить высококвалифицированных рабочих, нужна хорошая учебно-техническая база. Учебные заведения не должны отставать по оснащённости от современных предприятий. А это миллионные затраты, - подчёркивает директор ОГАОУ НПО ПУ № 2 г. Иркутск Валентина Зяблова.

- Без работодателей нам этот груз не осилить, - присоединяется к коллеге директор ГОУ СПО «Ангарский политехнический техникум» Наталья Хлебодарова. – Но вся сложность в том, что 60% наших выпускников продолжают обучение в вузе. Само по себе это замечательно, но ведь ни один университет или институт нам не поможет приобрести дорогие станки и инструменты.

Директора ОГБОУ НПО ПУ № 6 г. Зима Татьяну Ломакину волнует немного другая проблема, а именно дефицит педагогических кадров в системе начального и среднего профобразования.

- Если в Иркутске ещё можно найти преподавателей, привлечь совместителей с предприятий, то в маленьких городах заманить спецпредметников, даже пенсионного возраста, очень сложно, - делится педагог.

Подводя итоги круглого стола, все его участники сошлись во мнении: без совместных усилий власти, работодателей и учебных учреждений стену не пробить.

- Нужно перестать тянуть одеяло каждый на себя и двигаться в едином направлении. А дорогу осилит идущий, - как нельзя кстати резюмировала Елена Крыжановская.

Екатерина Лобан

Языком цифр

По данным министерства образования Иркутской области, в настоящий момент в Приангарье действует 28 учебных учреждений начального и 38 - среднего профессионального образования. Рабочие кадры готовятся на базе 9 и 11 классов по нескольким самым востребованным укрупнённым группам специальностей. Это металлургия; машиностроение; материалообработка; энергетика, энергетическое машиностроение и электротехника; транспортные средства; архитектура и строительство; сфера обслуживания; технология продовольственных продуктов и потребительских товаров; сельское хозяйство. Всего существует 46 образовательных программ начального профессионального образования, а также 9 образовательных программ для обучения рабочим профессиям людей с ограниченными возможностями. Кроме того, в учреждениях профобразования ведётся переподготовка кадров. В этом году её прошли более 10 тысяч человек.

Мнение

Чтобы поднять престиж рабочих специальностей, один из полпредов президента Игорь Холманских предлагает вернуть звание «Герой труда». Удивительно, но по результатам опроса две трети россиян поддерживают эту идею. А как считают наши эксперты?

- Как это не удивительно, но форма нематериального поощрения труда до сих пор отлично работает, - считает начальник службы связей с общественностью ОАО «АНХ» Анна Кокоурова. – Однако если и возвращать звание «Герой труда», то система его присвоения должна принципиально отличаться от советской. Надо понимать, что времена изменились.

В целесообразности такой меры сомневается и Сергей Полещук. По его мнению, «новая старая» награда по сути будет дублировать «Орден за заслуги перед Отечеством».

Смотрите также: