aif.ru counter
235

Сами и за свой счёт Крупные предприятия вынуждены готовить кадры

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 48. «АиФ в Восточной Сибири» 27/11/2014
 Подготовка рабочих для современного производства требует особого внимания со стороны государства
Подготовка рабочих для современного производства требует особого внимания со стороны государства © / Из личного архива

По данным министерства образования, обучение специалистов вроде бы идёт полным ходом. Так почему же рабочих, а также техников, инженеров по-прежнему не хватает? И почему большинство крупных компаний, не дождавшись готовых кадров, давно создали собственные учебные базы, тратят на эти цели ежегодно десятки миллионов рублей?

Дважды в одну реку

- Девятый год работаю директором по управлению персоналом, и всё это время на разного уровня встречах слышу разговоры о «потребности в рабочих», «падении престижа профессии», «необходимости повышения качества подготовки», - отметил Сергей Полещук, директор по управлению персоналом Иркутского авиационного завода - филиала ОАО «Корпорация «Иркут». - Выступления эти всегда эмоциональные, тревога искренняя, желание решить проблему очевидно. Однако в итоге никто не говорит о результате. Он есть или его нет? К сожалению, он есть и очень печальный: если 5-10 лет назад в Иркутской области было 10 профучилищ, где готовили станочников - основу машиностроения, то сегодня их осталось от силы два-три. Дело в том, что, оставшись без материальной поддержки государства, училища просто не смогли самостоятельно обновлять свою материальную базу (покупка и содержание оборудования, без которого не подготовить современного рабочего, обходятся очень дорого). В итоге училища перепрофилировались. Отсюда новая проблема - избыточная подготовка невостребованных специалистов.

С 2007 года на Иркутском авиазаводе действует Учебно-производственный центр. Фото: Из личного архива

По данным управления персоналом ИАЗ, из всех принятых в 2013 году учеников рабочих профессий только 28% пришли на завод сразу после школы со средним или неполным средним образованием. 72%(!) до этого уже окончили разные колледжи, техникумы или вузы.

- То есть при постоянном дефиците средств на профессиональное образование подготовка одного рабочего оплачивается дважды: сначала государство готовит ненужного специалиста, а потом предприятие за свой счёт его переучивает, - констатирует Сергей Полещук. - А дело в том, что, поступая в учебное заведение, большинство молодых людей и их родителей думают о чём угодно, кроме одного - где конкретно человек потом будет работать. Я глубоко убеждён, что у проблемы есть только одно решение - принять закон для всех уровней образования: если выпускник, отучившись за казенный счёт, не отработает три года по полученной специальности, он обязан вернуть государству деньги за обучение. Кстати, во многих странах подобные системы действуют.

Ситуация со средним техническим образованием не лучше: самим фактом передачи профильных техникумов из федерального подчинения на региональное государство серьёзно подорвало базу среднего специального образования.

- Представьте ситуацию: теперь авиационные техникумы в Комсомольске-на-Амуре, Иркутске, Новосибирске, Нижнем Новгороде, Казани, Ульяновске и др. самостоятельно, при отсутствии единого методического руководства готовят учебные программы, материалы, лекции… Можно ли при этом надеяться на качественный результат? Нет, - объясняет директор по УП ИАЗ. - Пусть, существовавшая в СССР система НПО вызывала много нареканий, и всем хотелось её реформировать. Но выбрали, на мой взгляд, самый худший вариант - её просто уничтожили. Сменили вывески, переименовав училища в техникумы и колледжи… А что изменилось по сути?

Недоступное перевооружение

Другая важнейшая проблема для учебных заведений машиностроительного профиля - техническое перевооружение. Финансирование этого направления сегодня равно нулю. А подготовить рабочего для современного производства без передового оборудования невозможно. И тут вся надежда опять же на профильные предприятия, которые вынуждены брать на себя укрепление материальной базы учебных заведений, да на фантазию преподавателей, на пальцах пытающихся объяснить студентам, как выглядит современный станок или буровая вышка.

- Тем, кто работает сегодня в системе профобразования, нужно в ноги поклониться за то, что эти энтузиасты всё-таки решают задачи подготовки рабочих, - считает Сергей Полещук. - Государство повернулось к ним спиной. Изредка, правда, разворачивается, рассказывает, как важно и нужно готовить квалифицированных рабочих, и снова поворачивается тем же местом.

Фото: Из личного архива

Ещё одна причина, почему рабочие руки у нас в дефиците, - серьёзный профориентационный перекос, который уже оборачивается большими социальными проблемами.

- Если раньше всех безнадёжных троечников ждали в ПТУ, где ребята осваивали востребованные профессии и в итоге находили своё, отнюдь не худшее место в жизни, то теперь сердобольные родители пристраивают чад в коммерческие вузы, которые порой объявляют набор абитуриентов ещё до начала ЕГЭ! - продолжает Сергей Полещук. - В итоге молодой «специалист» по полученной профессии устроиться не может (и подготовка не та, да и просто нет для него подходящего места), а пойти в рабочие большинству из них не позволяют явно преувеличенные амбиции. Как ни трагично, эти люди потеряны для общества! И пока государство своим волевым решением «лавочку» по выдаче дипломов не закроет, армии рабочих нам не видать.

Штучные специалисты

К слову, сам тезис «о большой потребности в рабочих кадрах» основан, с точки зрения практиков производства, на чисто эмоциональных оценках.

- Никто реальных потребностей в рабочих руках не знает: мониторинг, проводимый госорганами, изначально необъективен, ведь загрузка большинства промышленных предприятий не является постоянной величиной, - объясняет директор по УП. - Возьмём, к примеру, наш завод. Сегодня мы запускаем серийное производство самолёта МС-21 и одновременно увеличиваем объёмы выпуска военной техники для МО РФ. В связи с дополнительными контрактами перед нами поставлена задача в кратчайшие сроки увеличить численность персонала на 1500 человек. Можем ли мы ждать, пока кто-то подготовит нам этих рабочих и инженеров? Конечно, нет. Мы сами активно работаем в этом направлении - готовим кадры на базе заводского УПЦ, за счёт предприятия обучаем в ИрГТУ и авиационном техникуме и, само собой, где только можно набираем людей. Пользуясь случаем, хочу пригласить к нам на завод грамотных рабочих, инженеров, техников - у вас есть уникальная возможность принять участие в постройке первого в истории Иркутского авиазавода гражданского лайнера!

По мнению представителей крупных производств, государство должно пересмотреть не только саму концепцию подготовки рабочих кадров, но и взаимоотношения с предприятиями, которые взяли на себя обучение рабочих как массовых профессий, так и уникальных, штучных специалистов.

- Есть сотни редких рабочих специальностей, которым в ПУ не учат и никогда не учили. Крупные предприятия готовят их для себя сами. А как быть мелким? Переманивать у крупных? Есть цивилизованный путь - направлять по договорам для обучения на крупные предприятия, имеющие лицензию на образовательную деятельность. Это возможно, но опять же государство должно взять на себя компенсацию затрат, - убеждён Сергей Полещук. - Да и сама подготовка кадров силами предприятия должна получать финансовую поддержку государства. На все виды обучения и повышения квалификации заводчан Иркутский авиазавод ежегодно тратит до 45 млн рублей. Будет вполне справедливо, если хотя бы часть этих средств вернётся предприятию.

Однако пока для такого решения нет законодательной базы. С инициативой о внесении соответствующих изменений не спешат и представители федеральных и региональных министерств образования, служб занятости. Если и дальше будет так продолжаться, то нехватка рабочих рук ещё многие годы останется серьёзным поводом для проведения разного рода дискуссий и круглых столов...

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах