Иркутск, 14 марта – АиФ-ВС. Почему, невзирая на усилия школ и учреждений системы профтехобразования, сегодня не происходит коренного перелома в пользу популярности рабочих профессий, обсудили в пресс-центре «АиФ в ВС» в ходе круглого стола «Школа - кузница кадров. Как наладить связь между профориентацией учащихся и потребностями промышленности региона?».
Рабочие на бирже труда не стоят
Чтобы убедиться в дефиците станочников, каменщиков, сварщиков, маляров и плотников, достаточно обратиться к статистике. Так, по итогам прошлого года в Центр занятости населения Иркутска было заявлено более 54 тысяч вакансий, 90% из них - на рабочие специальности.
Людмила САВИНЫХ |
- Самая большая потребность наблюдается в строительной отрасли, - отмечает заместитель директора Центра занятости населения по Иркутску Людмила САВИНЫХ. - В рейтинг наиболее востребованных профессий входят каменщики, бетонщики, плотники, маляры, газосварщики, затем идут грузчики, машинисты, облицовщики, монтёры пути. Так, например, бетонщику мы можем предложить сразу три тысячи вакансий, а тому же юристу - всего 1/37 долю, поскольку на одно место сегодня претендует 37 специалистов этого профиля. Кроме того, существует серьёзный дефицит врачей, медицинских сестёр, поваров, учителей, воспитателей.
В среднем в год закрывается лишь пятая часть заявленных вакансий - всего в пределах 10 тысяч. При этом в числе трудоустроенных практически нет рабочих. Они просто не обращаются в центры занятости, так как нарасхват на любом предприятии.
Ираида ОВСЯННИКОВА |
Дисбаланс между спросом и предложением на рынке труда отмечает и заместитель руководителя Иркутскстата Ираида ОВСЯННИКОВА.
- Мы регулярно проводим обследование предприятий по вопросу потребности в кадрах определённой квалификации и специализации. По данным на конец 2012 года, в регионе особо «провисает» сфера добычи полезных ископаемых, - говорит эксперт.
Работодатели подтверждают печальную статистику.
- Парадокс, но в регионе, активно добывающем массу полезных ископаемых, никто не готовит специалистов этой сферы, - говорит ведущий инженер производственно-технического отдела Иркутской нефтяной компании Валерий РАХМАНСКИЙ. Он уверен, что главный толчок в этом направлении должен последовать от региональной власти, заинтересованной в трудоустройстве собственного населения и развитии местной промышленности.
Валерий РАХМАНСКИЙ |
- Создание учебных центров при предприятиях, что практикуют некоторые промышленные гиганты, не выход из ситуации, - убеждён эксперт. - В таком случае, ученик, окончивший данные курсы, не имеет ни диплома, ни статуса, а лишь запись в трудовой книжке о присвоении ему разряда или квалификации. К тому, же подготовка специалистов для нашей отрасли требует более серьёзного подхода. Того же машиниста нельзя обучить за 4 месяца, ему необходимо углублённое погружение в профессию.
Тем не менее ИНК не испытывает дефицита кадров. Проблему отсутствия необходимых рабочих рук на предприятии решили за счёт привлечения специалистов из других регионов на работу вахтовым методом. В то же время выстраивается сотрудничество с профессиональными училищами.
На Иркутском релейном заводе пошли другим путём - здесь создали собственный учебный центр. Ежегодно его выпускниками становятся порядка 40 человек.
Екатерина ВИКУЛОВА |
- Обучение бесплатное, причём принимаются на него все желающие - даже без опыта работы и трудового стажа, - подчёркивает инженер по подготовке кадров завода Екатерина ВИКУЛОВА. - Нередко приходят специалисты с высшим образованием юриста или экономиста. Им приходится переучиваться на рабочих, так как трудоустроиться по своей профессии не получается.
Для швейной фирмы «Вид» проблема с кадрами перерастает в катастрофу.
- Это настолько больной вопрос, что хоть плачь, - не сдерживает эмоций заместитель директора по персоналу Светлана ЧЕРТКОВА. - Иркутский техникум машиностроения им. Трапезникова из года в год отправляет к нам на производство только коррекционные группы. Другие учащиеся благополучно проходят на фабрике практику, но работать не возвращаются. Молодёжь пугает строгая
Светлана ЧЕРТКОВА |
трудовая дисциплина. Мы пять лет добивались квоты на иностранную рабочую силу. В этом году получили. Но приглашённые швеи оказались очень низкой квалификации. Работать на конвейере они не приспособлены.
Уроки технологии - редкость
Педагоги школ и учреждений профтехобразования уверены, что ключом к решению кадровой проблемы является профориентация подростков.
- Сегодня она ведётся лишь на уровне психологического обследования. Дети проходят тестирование, по результатам которого им рекомендуют те или иные профессии, - рассказывает главный специалист отдела общего образования департамента образования администрации Иркутска Юлия КОБЕЛЕВА. - Уроки технологии и ускоренные курсы профподготовки - так называемые УПК - сейчас
Екатерина МИРЕЦКАЯ |
есть в редких школах. Это связано прежде всего с трудностями обновления материально-технической базы. Мастерские, оборудованные в советские времена, морально и физически устарели, на новые нет средств. Таким образом, ежегодно начальное профессиональное образование в Иркутске получают всего 70 старшеклассников.
Достижения типа вышивания крестиком или сколачивания табуретки нынче не котируются, да и сами дети зачастую даже не подозревают о том, что табуретку можно сделать своими руками! Мало того, не каждый способен прикрутить отвёрткой отвалившийся от стула или школьного стола шуруп.
- А потом мы удивляемся, почему подростки не идут в рабочие. Они просто не приучены к труду, - говорит методист ПУ № 9 Черемхово Екатерина МИРЕЦКАЯ. - Сегодня нет программы, которая бы связывала школу, учреждения ПТО и работодателя. Каждый варится в собственном соку.
Людмила ЖУРАВЛЁВА |
Чтобы хоть как-то «добыть» своего абитуриента, училища и колледжи идут на различные эксперименты - большинство предоставляют собственную материально-техническую базу и педагогов, обучая школьников основам рабочих профессий.
- Традиционные методы - профтестирование, проф-диагностика, презентации сегодня устарели, поэтому мы используем практикоориентированные формы работы, - отмечает методист по инновационной деятельности колледжа управления и предпринимательства САПЭУ Людмила ЖУРАВЛЁВА.
- Однако не везде и не всегда получается выстроить взаимоотношения со школами, - сетует директор ПУ № 2 Иркутска Валентина ЗЯБЛОВА. - Многие директора не идут на контакт, объясняя это тем, что все их выпускники намерены
Валентина ЗЯБЛОВА |
получать высшее образование. Так, если раньше мы успешно практиковали совместные образовательные программы с рядом школ Ленинского района, то в этом году сотрудничество прекратилось.
Всем подавай вуз
Тем временем региональная система профобразования постепенно разваливается. Если верить цифрам, за годы реформ в Иркутской области практически вдвое снизилось количество образовательных учреждений данного типа и соответственно число учащихся в них.
По мнению директора иркутской гимназии № 3 Андрея ТРОШИНА, отток абитуриентов в техникумах, училищах и колледжах во многом происходит из-за лазеек в законе. По действующему законодательству школа обязана принять в 10 класс абсолютно всех детей, независимо от уровня их успеваемости. Доходит даже до судов, когда родители настаивают, чтобы их сына или дочь - троечников - приняли в 10-й класс.
Андрей ТРОШИН |
- Все почему-то уверовали в исключительность своих детей. И с этим сложно спорить. В конце концов, такие ученики не сдают ЕГЭ и получают справки об окончании школы. Либо худо-бедно сдают экзамены, поступают в вузы на коммерческие отделения, а через год-два бросают учёбу и садятся на шею маме с папой. Хотя если бы в своё время они пошли в училище или техникум, то получили бы востребованную профессию и могли самостоятельно зарабатывать.
По мнению педагога, школы должны вести отбор в 10 класс и тем, кто не дотягивает до определённого уровня, говорить «до свидания».
Зоя НИКИТЕНКО |
- Действительно, современные школьники и их родители настроены на получение высшего образования. При этом ребята выбирают профессию, исходя из её престижа сегодня, а не востребованности завтра, - отмечает заместитель директора по научно-методической работе школы № 63 Иркутска Зоя НИКИТЕНКО. - В глазах общества станочник - синоним неудачника, хотя зарплата у высококвалифицированного рабочего может быть в разы выше, чем у инженера с высшим образованием.
Людмила БАЙКАЛОВА |
- Мы также всячески пытаемся донести до родителей, что учебная площадка учреждения профтехобразования нисколько не хуже вуза, что многие ребята могут успешно реализовать себя в качестве каменщика, бетонщика или штукатура-маляра, - добавляет директор школы № 45 Иркутска Людмила БАЙКАЛОВА. - Однако стоит понимать, что профориентация молодёжи по своей сути является не только и не столько проблемой педагогической. Её правильней называть общественной проблемой, для решения которой усилий одних педагогов явно недостаточно. На мой взгляд, это один из аспектов государственной политики.
Ресурсные центры профобразованию в помощь
В этом году в Иркутской области, по информации министра образования региона Виктора Басюка, будут функционировать десять ресурсных центров в системе профессионального образования.
Эти структуры призваны улучшить взаимодействие с другими учебными учреждениями по родственным программам начального и среднего профобразования, с предприятиями, на базе которых ребята могут проходить практику. Речь также идёт о профильном обучении школьников и дополнительном профессиональном образовании взрослых, в том числе повышении квалификации мастеров производства.
С 2009 года в регионе функционируют пять таких центров по следующим направлениям: сварочное производство, строительство, сельское хозяйство, общественное питание, информационные технологии. В прошлом году количество центров и направлений увеличилось вдвое. Теперь в числе последних есть транспортные средства, сфера обслуживания и туризма, дошкольное образование и педагогика в начальных классах, информационно-коммуникационные технологии, рыбное хозяйство.
Кроме того, как рассказал Виктор Басюк, в Приангарье создаются и новые центры профессионального образования, оснащённые высокотехнологичным оборудованием на основе партнёрства с работодателями. Эти учреждения станут базой для реализации целого ряда образовательных программ профподготовки. В целом, уверены специалисты, современное профобучение должно учитывать условия, в которых идёт формирование рынка труда и рынка профессиональных образовательных услуг.