Иркутск, 22 января - АиФ в ВС.
- Начнём с того, что статистика - это наука. Такая же, как физика, химия и другие, - подчёркивает Ирина Владимировна. - Возможно, кто-то скажет: «Ну, цифры, ну, статистика - и что? Мне лично они ничего не дают». Но статистика занимается не только подсчётом, полученные цифры она анализирует и интерпретирует. Простая констатация данных - это мозаичная, бесполезная информация. К примеру, данные о производстве любого вида продукции. Без «взвешивания», сопоставлений с другими показателями (например, с данными предыдущего периода или расчет на душу населения) невозможно оценить ситуацию, сделать вывод о тенденциях развития. Именно качественная и объективная интерпретация, опирающаяся на достоверные данные, является основным смыслом статистики.
С миру по цифре
- Ирина Владимировна, большинство считают, что работа статистика скучная и неинтересная: сидят себе в кабинетах и всегда что-то считают…
- Истинные статистики с этим категорически не согласны. Да, сидим и считаем. При этом видим, что стоит за цифрами, а за ними - сама жизнь, со всеми её нюансами. Мы держим руку на пульсе, первыми видим влияние кризиса и признаки выхода из него, замечаем изменение тенденций в ту или иную сторону. За это и любим свою работу.
- Говорят, статистика знает всё. Это действительно так? Какая информация не аккумулируется в Иркутскстате? О чем принципиально приходится молчать?
- Статистика знает очень многое и стремится знать ещё больше. Но есть большой пласт ведомственной информации, которая, минуя региональный уровень, передаётся в свою вышестоящую организацию, а уже оттуда напрямую в Росстат. Отдельные данные не аккумулируются на региональном уровне, мы их получаем из Росстата или в сводном виде от органов исполнительной власти на основе договоров о взаимообмене информацией. Таким образом, получаем сведения о заболеваемости населения, преступности, уровне безработицы и др. Информацию предоставляют структуры областного Правительства, казначейство, налоговая инспекция, Пенсионный фонд, Центральный банк и др.
Статистики не вправе разглашать первичные отчётные данные, т.е. сведения по отдельным предприятиям и персональные данные физических лиц. Они используются только для сводов и анализа в обобщённом виде. Принцип конфиденциальности строго соблюдается.
- Кстати, как оценивается уровень безработицы в регионе, неужели учитываются только данные центров занятости населения?
- Мы рассчитываем уровень общей и официально зарегистрированной безработицы (на основе данных службы занятости населения, он равен 1,4%). Уровень общей безработицы в несколько раз выше, поскольку при его оценке учитываются все безработные граждане – и те, кто обратились в службу занятости, и те, кто ищут работу самостоятельно. Общая безработица у нас составляет 9,2%.
Работы не убавилось
- По сравнению с советским периодом объёмы собираемой статистической информации сегодня уменьшились или наоборот?
- В советское время строго отслеживалось выполнение планов и обязательств, очень многое лимитировалось и распределялось централизованно. Ежегодно проводились масштабные переписи материальных ресурсов - дабы выявить излишки и неэффективное использование. Теперь надобность в таком учёте отпала, каждое предприятие самостоятельно следит за эффективностью своих затрат. Однако в рыночных условиях возникла потребность в анализе других явлений. Мы стали считать инфляцию, безработицу, отслеживать неполную занятость и задолженность по оплате труда, ход реформы в жилищно-коммунальной сфере. Кроме того, Иркутскстат получает подробную информацию о финансовом положении предприятий. Меньше работы, однозначно, не стало.
Во многом изменились и методы сбора отчётности. Раньше всё было предельно просто: ограниченное количество предприятий и от каждого - отчёт с подписью руководителя. Простое суммирование показателей давало областной итог. Теперь всё намного сложнее: сплошной метод учёта неприменим в малом бизнесе, проникшем во все сферы деятельности. Выручают выборочные обследования, результаты которых затем распространяются на все предприятия малого бизнеса, в целом по региону и по видам деятельности. Погрешность, конечно, существует, но она невелика.
- А может ли бизнес отказаться давать вам информацию?
- Такое случается, но редко. За непредставление или искажение статистической информации нерадивым исполнителям и руководителям грозит штраф. Он, увы, небольшой - от 3 до 5 тысяч рублей. В 2012 году, например, за эту провинность было возбуждено 50 дел, в 46 случаях уже приняты решения о взыскании штрафов на общую сумму 144 тысячи рублей.
- В последнее время активно публикуются материалы по результатам переписи населения 2010 года – не поздновато ли? На дворе всё-таки уже 2013-й, а мы оперируем данными двухлетней давности.
- Мне бы тоже хотелось иметь эти данные пораньше. Увы, пока это невозможно. Но с использованием техники сроки заметно сократились. Собирая архивные материалы для оформления своего музея, мы нашли очень любопытные документы. Это дело Иркутского губернского статистического комитета о выходе в свет полного издания результатов разработки переписи населения Империи 1897 года. Издание состояло из 119 выпусков (по 89 губерниям и 4 крупным городам), из которых весной 1905 года ещё не все были готовы. Как видим, век назад полная разработка занимала более 8 лет, с тех пор срок сократился в 4 раза.
Жить стали дольше
- Ирина Владимировна, интересно, какие цифры и какие события 2012 года для вас, как для статистика, были самые важные и самые приятные?
- Приятные события для меня (и как статистика, и как простого жителя Приангарья) касаются демографии. Уже не первый год в нашем регионе наблюдается естественный прирост населения: число родившихся малышей больше, чем лиц, ушедших из жизни. Кстати, свой вклад в улучшение демографической ситуации в ушедшем году внесла и моя семья: у сына родилась дочка.
Есть ещё одна приятная новость – растёт ожидаемая продолжительность жизни. В среднем для появившихся на свет в минувшем году она составляет 66 лет (в 2005 году была 60 лет). При этом для мужчин за это время она выросла на 7 лет (с 53 до 60 лет), для женщин - на 4 года (с 69 до 73). Дамы по-прежнему живут дольше, но представители сильного пола начинают потихоньку догонять их, сокращая разрыв. Похоже, мы наконец научились беречь мужчин.
- Отражается ли ваша работа на личной жизни? Дома у вас так же всё по полочкам, как в статотчётах?
- Из-за моих вынужденных командировочных отлучек порой приходится сглаживать вдруг «заострившиеся» углы. В моё отсутствие скучают не только близкие люди, но и дача без хозяйского пригляда. Но вы правы в своей догадке. Конечно, пристрастие к систематизации отчётных данных распространяется и на домашние вещи, только из-за постоянного цейтнота не всегда удаётся всё разложить «по полочкам».
Екатерина Лобан
Досье
Ирина Владимировна Иванова. Родилась в Иркутске в 1959 году. Образование высшее, в 1981 году закончила Иркутский институт народного хозяйства. Затем 8 лет работала на Иркутском заводе радиоприемников, в 1989 году перешла в органы статистики. Отличник статистики, имеет государственные награды (за заслуги в проведении Всероссийской переписи населения, Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2006 года и др.).
Смотрите также:
- Зарплаты выросли, доходы упали. Итоги 2016 года в Приангарье →
- Дождались! Иркутские геофизики наконец увидели зарплату →
- Нас стало меньше, зато поумнели →