В краю непуганых чиновников, или Как пробить стену бюрократизма?

Фото из архива АИФ-ВС

   
   

Иркутск, 15 мая – АиФ-ВС. Мы не случайно взяли эпиграфом эту фразу профессора Преображенского из знаменитой повести Михаила Булгакова, но об этом позже.

Ну, а теперь к сути. Вот уже более 15 лет в Братске работает строительная компания ООО «Кемберлит». Предприятие успешно выполняет работы по строительству и монтажу тепловых, водопроводных и канализационных сетей в Братске и области, часто получает муниципальные подряды. Длительное время учредителями этого предприятия были представители двух семей - Ковригиных и Сениных. Сенины отвечали в основном за техническую часть (Григорий Юрьевич - технический директор, его сын Максим - главный механик), а Ковригины занимались общим управлением и финансами. В 2000-м создали ещё одну компанию - ООО «Леда», на которую оформили совместно приобретённые административное здание, гараж с подсобными помещениями и земельный участок площадью более 1 га. На этой площадке, собственно, и базировалось ООО «Кемберлит». Компанию «Леда» записали на сыновей - Максима Сенина и Евгения Ковригина. Доли поделили поровну, каждому досталось по 50%.

Жизнь развела...

Но жизнь - штука непростая... Осенью 2011-го между Сениными и Ковригиными разгорелся конфликт. Валерий Ковригин, директор обоих предприятий, вдруг перестал делиться с партнёрами информацией о финансовой и хозяйственной деятельности совместного бизнеса. Скандал привёл к тому, что Григория Сенина с должности технического директора уволили. Стало понятно, что никакая дальнейшая совместная деятельность невозможна, и в октябре 2011 года он подал заявление о выходе из состава учредителей. Вот тут и начинается самое интересное.

На тот момент было четыре совладельца ООО «Кемберлит» - Григорий Сенин, отец и сын Ковригины и Вера Смирнова, родственница Ковригиных. Григорию Сенину принадлежало 33,3%, и он, естественно, рассчитывал на получение своей трети. По закону при выходе участника общество должно было рассчитаться с ним в течении трёх месяцев. Но Григорию Сенину ничего не дали! Никаких выплат он не дождался.

Вслед за отцом уволили и сына, Максима Сенина, объяснив на прощанье, что «он тоже никто и звать его никак» и в ООО «Леда» ему ничего не принадлежит! Максим Сенин запросил информацию в налоговой инспекции, и каково же было его удивление, когда он получил выписку из Единого государственного реестра юридических лиц. Оказалось, что его доля в уставном капитале ООО «Леда» не 50%, как он считал, а всего… 2,08%! Получив из налогового органа протоколы внеочередных общих собраний участников компании, Максим выяснил, что за период с 2004-2011 г. директором ООО «Леда» Валерием Ковригиным и его сыном Евгением были проведены четыре внеочередных собрания, на которых принимались решения об увеличении уставного капитала. Ковригины вносили деньги, их доля в уставном капитале увеличивалась, а размер доли, принадлежащей Максиму Сенину, уменьшился, повторим, с 50% до 2,08%.

Естественно, отец и сын Сенины обратились в суды, в том числе в Арбитражный суд Иркутской области. Почерковедческая экспертиза показала, что подписи в некоторых протоколах собраний от имени Максима Сенина выполнены другим лицом, но суд смог отменить только последнее решение, признав, что по другим срок исковой давности истёк. Доля Максима Сенина увеличилась до 7% - это всё, чего удалось добиться.

   
   

По иску Григория Сенина Арбитражный суд Иркутской области в августе 2012-го года вынес справедливое и единственно возможное решение - выплатить действительную стоимость его доли в ООО «Кемберлит» (33,3%). Согласно бухгалтерской отчётности, это составило чуть больше15,7 миллиона рублей, ещё 700 тысяч рублей причиталось в виде процентов за просрочку платежа. А в ноябре 2012-го по другому иску суд постановил выплатить ещё и дивиденды за 2010 год, пока Сенин являлся совладельцем компании. Тогда прибыль общества составила 10 миллионов рублей. Соответственно, законная доля Сенина 3,3 миллиона плюс 250 тысяч рублей - набежавшие проценты. Казалось бы, справедливость восторжествовала, все необходимые решения суды вынесли. Дальше приступают к работе судебные приставы, зорко следящие за выполнением судебных решений, - и можно ставить точку… Как бы не так! Отец и сын Сенины ничего не получили до сих пор!

«Хождения» по инстанциям

И вот теперь самое время вернуться к эпиграфу. Михаил Булгаков писал свою повесть в далеком 1925 году. Прошло почти 90 лет. Кажется, уже и страна другая, но на самом деле мало что изменилось. Во всяком случае, Сенины слабо верят в перемены, потому что железобетонной защитой и настоящей броней у нас по-прежнему являются бумажка - ну, или удостоверение, «корочка» в простонародье, или дружба с её обладателем. Хорошо, если «корочка» принадлежит кому-то из правоохранителей, и совсем отлично - если из какого надзорного органа. Так и вышло в нашем случае: оказалось, что семья Ковригиных дружит с прокурором Падунского района Братска Сергеем Грищенко.

Это Сениным подтвердили и в областной прокуратуре, куда они обращались с жалобой на неисполнение решений судов и вмешательство местного прокурора. Как сказано в ответе областной прокуратуры, дружеские отношения с Ковригиными Грищенко признаёт, как и факт совместного посещения разных заведений, бассейнов например, но при этом заявляет, что за себя всегда платил сам, а в дело по «Леде» и «Кемберлиту» он, Грищенко, не вмешивается и никакого влияния ни на кого не оказывает. Даже написал рапорт, чтобы из-за возможного конфликта интересов дело было на контроле не у него в районной, а в городской прокуратуре. Правда, рапорт написал фактически через 7 месяцев после начала конфликта, да и может ли он оказывать влияние без официального надзора - вопрос открытый. Любопытно, что прокуратуру области такой ответ вполне устроил, и ни малейшего повода для служебной проверки здесь не усмотрели, о чём и написали в ответе Сениным.

Кстати, дело о подделке подписей завели далеко не сразу. Вначале Максим Сенин обращался с заявлением в полицию, но там в возбуждении уголовного дела отказали под тем предлогом, что факт подделки подписи вроде есть, но установить, кто именно подделывал, трудно, а потому, мол, и нет оснований для возбуждения дела. Формулировка для отказа более чем странная. Нет ясности и в позиции судебных приставов. Особой активности в исполнительном производстве приставы не проявили, и указанные в судебном решении выплаты с ООО «Кемберлит» брать отнюдь не спешили, в том числе и причитающиеся государству. Из бухгалтерских документов и пояснений Ковригиных приставам видно, что за время исполнительного производства (с ноября 2012 по февраль 2013) через счета их фирмы прошло порядка 80 миллионов рублей. Но - то ли судебные приставы не в курсе, то ли 80 миллионов для них уже не деньги - никаких положенных по закону действий они не предприняли.

После этого уже не кажется удивительным, что «Кемберлит», когда всё же заблокировали его счета в банке, благополучно открыл другие счета уже в другом банке и теперь спокойно гоняет деньги по новому маршруту. Случился ещё один интересный факт: в феврале этого года Ковригины приняли решение о ликвидации ООО «Кемберлит» и о создании ЗАО «Кемберлит». Как, по вашему мнению, отреагировали доблестные судебные приставы? Исполнительное производство было просто-напросто прекращено «в связи с ликвидацией предприятия». Вот и всё.

Сдаваться не намерены

Отчаявшись достучаться до совести и призвать к исполнению профессионального долга людей в погонах, Сенины направили жалобу в областной отдел судебных приставов с просьбой возбудить уголовное дело по факту неисполнения решения суда. Дознаватель провёл проверку и вынес решение… об отказе в возбуждении дела! При этом в своём постановлении он красочно живописует, как именно Ковригины уклонялись от исполнения решения суда и с помощью каких уловок затягивали процесс - например, как прятали документы.

Приведены даже пояснения Ковригина о том, что на ликвидацию предприятия пошли именно из-за того, что списание средств в пользу Сенина могло помешать рабочему процессу и получению новых контрактов и заказов, в том числе муниципальных. То есть, это можно расценивать как: да, мы пошли на ликвидацию прибыльного предприятия, чтобы не исполнять решение суда и не платить Сенину его деньги. Фактически, это явка с повинной, признание факта преднамеренного банкротства и злостного неисполнения решения суда… Далее, по логике вещей, торжествует справедливость, а порок несёт заслуженное наказание - но только не в этой странной истории. Торжествует только честь мундира!

Семья Сениных обращалась в генеральную прокуратуру и прокуратуру области, в областное управление службы судебных приставов, в главное управление МВД по Иркутской области, но всё без результата. Дошли до Москвы, рассказали о своих мытарствах в Общественном антикоррупционном комитете.

Председатель антикоррупционного комитета, депутат Государственной думы Антон Беляков направил начальнику главного управления МВД по Иркутской области два парламентских запроса по ситуации с предприятиями «Леда» и «Кемберлит». Судя по сопроводительным документам, запросы переправлены по подчинённости - то есть, опять же в Братск. В любом случае, Сенины не намерены сдаваться и с помощью депутатов Госдумы будут пробивать стену бюрократизма и кумовства. А мы будем следить за развитием событий и не сомневаемся - правда победит!

Смотрите также: