В начале июля мы писали о том, что в Иркутске бороться с яблоневой молью будут при помощи феромонных ловушек, которые развесят на деревьях. По мнению иркутских ученых, действовать ловушка должна была следующим образом: в центре картонного или пластикового ящичка закрепляется капсула с половым гормоном самки вредителя, на запах которого должны слетаться самцы. Привлеченные таким образом бабочки должны прилипать к клейким стенкам ловушки.
Все о горностаевой моли в нашем сюжете>>>
Ученые уверяли, что если мера подействует, уже через год популяция насекомых в зоне действия таких приспособлений сведётся к нулю.
А как на деле?
Недалеко от нашей редакции стоит яблоня, которую в пик активности горностаевая моль окутала паутиной и жила преспокойно дружной червивой колонией пока не окуклилась. Чуть больше недели назад мы заметили, что на ней появилась странное приспособление, похожее на кормушку…
Приглядевшись повнимательнее, мы поняли, что эта белая штука и есть обещанная учеными ловушка!
Не смотря на то, что на ловушке написано «Не снимать!» мы набрались смелости и сфотографировали ее. На вид это картонный треугольник с веревочкой. Других ловушек поблизости мы не обнаружили, хотя пораженных деревьев близ сквера Кирова предостаточно.
После того, как моль встала на крыло, яблони в Иркутске выпустили новые листья, да и плоды у многих из них, как оказалось есть. Считается, что после нашествия моли, яблони не смогут плодоносить минимум 2 года.
Феромон подействовал?
Суперсовременные ловушки с феромонами пришли в Иркутск из Москвы. Всего их закупили тысячу штук и планировали повесить вокруг детских садов, школ, больниц и яслей.
Теперь всех иркутян волнует главный вопрос – а оправдались ли затраты? Более того, на борьбу с насекомыми из иркутской казны должны были выделить 5 миллионов рублей, часть из которых хотели направить на космомониторинг горностаевой моли.
Про космос и миллионы мы не скажем, все же эти сферы малодоступны простым журналистам… А вот залезть в феромонную ловушку, чтобы оценить результат ее действия нам вполне под силу, благо висит она на расстоянии вытянутой руки.
Внутри ловушки действительно находится приманка коричневого цвета. Но где же обещанные налипшие на стенки самцы моли?
Ловушка оказалась практически пуста. Висит больше недели, а внутри только пара мошек.
Стало ли причиной феромонного провала данное конкретное дерево? А может быть феромоны не те, или наша сибирская моль поядрёнее московской оказалась? На эти вопросы теперь вряд ли найдется ответ. Остается лишь гадать, к кому после провала с ловушками и космомониторингом обратятся иркутские мужи?...
Вместо эпилога
Пока нам не удалось получить комментарий ни у одного участника инициативной группы по ловушкам. Поэтому обращаемся к вам, уважаемые читатели «АиФ-ВС». Если вы заметите такую ловушку рядом со своим домом – сфотографируйте ее содержимое и пришлите нам на электронный адрес irk.aif@mail.ru. Если у нас наберется достаточное количество изображений, мы продолжим наше расследование.
Комментарий:
Виктор ШИЛЕНКОВ, иркутский энтомолог заведующий кафедрой гидробиологии и зоологии беспозвоночных ИГУ:
– Я сам повесил ловушку у биофака, чтобы понаблюдать за эффективностью метода. Но, к сожалению, на данный момент у меня впечатление, что внутри ловушки ничего нет.
Эксперимент, скорее всего, будет признан неудачным. Возможно, сам феромон оказался неэффективным, его же никто не тестировал в условиях Сибири. Да и городская администрация поторопилась с приобретением ловушек. Мы просили 1 тысячу, а закупили 3. Либо мы опоздали со сроками применения метода. Моль начала выходить примерно 4 июля, а ловушки развесили 12-го.
Я думаю, что в борьбе с таким большим количеством насекомых нужны общие, комплексные усилия. Но в Иркутске пока нет энтузиастов, готовых помогать хотя бы в механическом сборе моли с деревьев.
Ловушки висят, а моль благополучно порхает рядом, спаривается и откладывает яйца. Поэтому борьба иркутян с молью еще впереди.
Подписывайтесь на наш оперативный Твиттер и комментируйте материалы Вконтакте.